Апатрид или лицо без гражданства – разве такое возможно в двадцать первом веке?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Апатрид или лицо без гражданства – разве такое возможно в двадцать первом веке?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В условиях развития международного сотрудничества, стремительного роста миграционных потоков одной из основных задач является регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных государств.

Несмотря на то что апатриды имеют те же обязанности, что и жители РФ, нередко возникают случаи, где их правовой статус может заметно усложнить прохождение определенных процедур. К примеру, большинство образовательных учреждений требует справки и документы о месте регистрации, составе семьи и т. д., которых просто у лица без гражданства может не быть. Апатриду довольно сложно в России легально трудоустроиться по причине отсутствия полного комплекта документов. Работодателю проще принять на работу гражданина или даже иностранца чем тратить время и силы на бюрократические препятствия связанные с правовым статусом лица без гражданства.

Оформление ВНЖ позволит ЛБГ упростить взаимодействие с социальными службами и общественными структурами.

Причины утраты гражданства

Лица без гражданства — это люди, которые с самого рождения или в более старшем возрасте утратили принадлежность к тому или иному государству. У такой ситуации может быть несколько причин:

  • Человек с рождения становится апатридом, если появился на свет в семье родителей, не имеющих гражданства. При этом должно соблюдаться условие, что в стране не предусмотрено автоматического получения гражданства по месту рождения. Что касается Российской Федерации, здесь ребенок апатрида становится гражданином без каких-либо дополнительных процедур.
  • Добровольный и сознательный отказ от гражданственной принадлежности к стране. После подачи заявления и завершения соответствующей процедуры (если она предусмотрена законодательством), человек сдает паспорт в миграционные органы и автоматически становится апатридом. Как правило, это временная ситуация. Обычно такая процедура предшествует принятию гражданства другого государства.
  • Принудительное лишение гражданства возможно, если служба безопасности государства сочла нахождение лица на его территории потенциально опасным. Как правило, за этой процедурой следует выдворение человека за пределы страны. Также это может быть связано с политическими преследованиями.
  • Обнаружение фиктивности юридических процедур. Например, было выяснено, что лицо вступило в ложный брак с целью получения определенного статуса в государстве. Или человек находится в стране на основании поддельного удостоверения личности. Это влечет за собой лишение гражданства.
  • Исчезновение самого государства как такового. Например, после распада СССР все его граждане автоматически лишились гражданства. Фактически они были апатридами до тех пор, пока не заменили свой советский паспорт на удостоверение личности нового государства. Интересно, что и на сегодняшний день есть люди, не заменившие советский паспорт на новый.
  • Сознательное нежелание иметь какое-либо гражданство. Это может быть связано с религиозными, политическими или какими-то другими убеждениями и мотивами.

Признание физического лица безвестно отсутствующим

Институт признания физического лица безвестно отсутствующим и объявления умершим существует не во всех государствах. В тех государствах, праву которых известен этот институт, материальные нормы значительно отличаются при установлении условий и сроков объявления без вести пропавшими, а также юридических последствий безвестного отсутствия.

Неодинаков подход национального законодательства разных стран и к выбору применимого права в делах о признании физического лица безвестно отсутствующим или об объявлении умершим.

Во-первых, широкое применение получила коллизионная привязка к праву страны суда (lex fori). Она закреплена в законодательстве стран СНГ, Монголии, Швейцарии, Лихтенштейна.

Во-вторых, вопросы безвестного отсутствия и объявления умершим решаются на основе привязки отношения к личному закону, в качестве которого может быть или закон гражданства (lex patriae), или закон страны постоянного места жительства (lex domicilii). Применяется последний известный личный закон лица, признаваемого безвестно отсутствующим или объявляемого умершим, в Австрии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Турции, Польше и др.

В Российской Федерации признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву (ст. 1200 ГК РФ). Эта норма односторонняя, однозначная и императивная.

Аналогично разрешается данный коллизионный вопрос в Гражданском кодексе Монголии 1994 г. В п. 6 ст. 428 этого законодательного акта установлено, что «объявление любого лица безвестно отсутствующим или умершим на территории Монголии определяется по монгольскому праву».

В законодательстве большинства государств коллизионные нормы, определяющие компетентный порядок для признания лица безвестно отсутствующим и объявления лица умершим, носят двусторонний характер. Так, согласно Федеральному закону Австрии 1978 г. о международном частном праве «условия, последствия или прекращение объявления умершим или представления доказательств смерти определяются согласно последнему известному личному закону безвестно отсутствующего» (§ 14).

В соответствии с Указом Венгрии 1979 г. N 13 «О международном частном праве» «признание умершим или безвестно отсутствующим, а также установление факта смерти определяется по праву, которое являлось личным законом безвестно отсутствующего лица».

Читайте также:  Как прикрепиться к поликлинике и выбрать врача

Анализируемый нормативный акт предусматривает возможность разрешения коллизий о признании умершим или безвестно отсутствующим невенгерского гражданина венгерским судом на основе внутреннего права, исходя из отечественных правовых интересов.

Вводный закон к ГГУ 1896 г. при разрешении рассматриваемых коллизий исходит прежде всего из критерия гражданства лица, в отношении которого принимается решение. Согласно ст. 9 этого Закона объявление умершим, установление факта смерти и момента смерти, как и презумпция нахождения лица в живых и презумпция его смерти, подчиняются праву того государства, гражданином которого является безвестно отсутствующий в тот последний момент, в который он по имеющимся сведениям был еще жив. Как и в Венгрии, в Германии предусмотрена возможность применения гражданского права для объявления иностранного гражданина умершим. Предпосылкой такого определения компетентного правопорядка является обоснованный интерес.

Выбор применимого права для решения вопросов безвестного отсутствия детально регламентирован в Федеральном законе Швейцарии 1987 г. «О международном частном праве».

Закон определяет критерии выбора как компетентного права, так и компетентного суда.

Объявление безвестного отсутствия входит в компетенцию швейцарского суда по последнему известному месту жительства отсутствующего. Кроме того, швейцарский суд вправе объявить лицо безвестно отсутствующим во всех случаях, когда этого требует охрана какого-либо законного интереса. Условия и юридические последствия объявления лица безвестно отсутствующим определяются по швейцарскому праву.

В Кодексе Бустаманте вместо понятий «объявление лица умершим» и «безвестно отсутствующий» введено понятие «презумпция переживания одним лицом другого или одновременной смерти лиц» (ст. 29). Следует согласиться с Л.П. Ануфриевой в том, что рассматриваемый институт в определенном смысле известен праву стран — участниц Конвенции о международном частном праве 1928 г.1 Статья 29 Кодекса Бустаманте предусматривает, что презумпция переживания одним лицом другого или презумпция одновременной смерти лиц при отсутствии доказательств устанавливаются в отношении соответственных наследств личным законом каждого из умерших.

Двусторонние договоры о правовой помощи традиционно содержат правила определения компетентного правопорядка для признания лиц безвестно отсутствующими и объявления умершими.

Так, в советско-кубинском Договоре от 28 ноября 1984 г. предусмотрено, что по делам о признании лица безвестно отсутствующим, об объявлении его умершим и установлении факта смерти компетентны учреждения того государства, гражданином которого было это лицо в то время, когда оно по последним данным было в живых. При этом в Договоре установлен и иной вариант, согласно которому компетентными будут признаны учреждения другой страны по просьбе лиц, проживающих на ее территории, в случае, если их права и интересы основываются на законодательстве этой страны. В каждом случае компетентные учреждения применяют свое национальное законодательство.

Аналогичные правила закреплены в двусторонних договорах о правовой помощи и с другими государствами, к примеру с Болгарией, Вьетнамом, Киргизией, Республикой Молдова и т.д.

Минская конвенция 1993 г. закрепляет правила решения такого рода вопросов как в отношении лиц, имеющих гражданство, так и в отношении лиц без гражданства. Согласно ст. 25 данной Конвенции по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении умершим и по делам об установлении факта смерти компетентны учреждения юстиции той Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо было в то время, когда оно по последним данным было в живых, а в отношении других лиц — учреждения юстиции по последнему месту жительства. Наряду с этим по ходатайству проживающих на территории государства заинтересованных лиц, права и интересы которых основаны на законодательстве этого государства, компетентными могут быть признаны учреждения юстиции этого государства.

В каждом случае учреждения юстиции применяют законодательство своего государства. Такой же подход к решению вопросов о признании безвестно отсутствующим и об объявлении умершим закреплен в Кишиневской конвенции 2002 г.

Право физического лица на имя

Право на имя — одно из личных неимущественных прав гражданина. В соответствии с ГК РФ имя гражданина включает фамилию, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

В соответствии с законом или национальным обычаем состав имени может быть другой. К примеру, в него может не входить отчество.

Юридическое значение имени гражданина состоит в том, что под ним субъект приобретает и осуществляет права и обязанности, хотя допускается также использование псевдонима, т.е. вымышленного имени. В случае допускаемой законом перемены имени прекращение или изменение приобретенных прав и обязанностей указанного лица не следует, но вместе с тем у данного субъекта возникает обязанность уведомить об этом третьих лиц (кредиторов, должников).

Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица запрещается, поскольку имя является нематериальным благом, а право на имя относится к личным неимущественным, неотчуждаемым правам. За неправомерное использование или искажение имени возможно применение мер гражданско-правовой ответственности.

Включение в ГК РФ коллизионной нормы, касающейся права на имя, является нововведением для российского законодательства. Согласно ст. 1198 ГК РФ права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом, если иное не предусмотрено законом.

Объем данной коллизионной нормы охватывает право на имя, право на использование имени, право на защиту имени. Названные права подчиняются личному закону физического лица.

Читайте также:  Сколько квадратных метров по закону положено на человека в 2023 году

Нормы о применимом праве в отношении имени физического лица имеются в законодательстве ряда государств. Коллизионной привязкой в этих нормах является также личный закон физического лица. Так, права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане.

Согласно ст. 37 Федерального закона Швейцарии 1987 г. «О международном частном праве» правовой режим имени лица, имеющего место жительства в Швейцарии, определяется по швейцарскому праву, а лица, имеющего место жительства в другом государстве, — по праву, на которое указывают нормы международного частного права этого государства. При этом по желанию лица правовой режим его имени может определяться по праву его гражданства.

В Германии имя лица подчиняется праву того государства, гражданином которого это лицо является (п. 1 ст. 10 Вводного закона к ГГУ).

В некоторых иностранных государствах к отношениям, связанным с правом лица на имя или его использованием, и отношениям, связанным с защитой нарушенных прав лица на имя, применяются разные коллизионные нормы. Например, в § 13 Федерального закона Австрии «О международном частном праве» установлено, что использование имени лица определяется в соответствии с его личным законом, а защита имени определяется правом того государства, в котором осуществляется нарушающее его действие. Аналогично определяется применимое право к таким отношениям в Лихтенштейне (ст. 14 Закона 1996 г. «О международном частном праве»), где использование имени физического лица определяется согласно его личному закону, на какой бы причине приобретение имени ни основывалось. При этом защита имени физического лица определяется согласно праву того государства, в котором осуществляется нарушающее его действие.

Процесс легализации апатридов в РФ

Признание правительством апатрида открывает множество привилегий, доступных обычным жителям. При законном нахождении лица без гражданства на территории России правительство не сможет его депортировать. Чтобы законно передвигаться по стране, нужно:

  1. Собрать все документы из предыдущей страны обитания и обратиться в ФМС.
  2. Написать заявление об установлении личности апатрида. После его рассмотрения человек может свободно путешествовать по стране. Ему будет выдана карточка временного удостоверения личности.
  3. При пересечении границы всем иностранцам выдается миграционная карта. С ней нужно обратиться в ближайшее отделение МВД и встать на учет временного жительства. Местами временного пребывания являются: гостиницы, отели, хостелы, санатории, жилищные помещения, лагеря и исправительные учреждения.

Последним этапом становится получение РВП и ВНЖ.

Причины потери гражданства или как человек становится лицом без гражданства

Лицо без гражданства получить такой статус может по нескольким причинам. Он может стать жертвой определенных обстоятельств, либо не по своей воле. Причины, по которым человек может получить такой статус выделяют следующие:

  • Ребенок получает статус апатрида, если его родители являются лицами без гражданства. В РФ не установлено правило, согласно которого ребенок, рожденный на территории РФ автоматически становится гражданином страны.
  • Добровольный отказ от гражданства, если человек стремиться получить гражданство иной страны.
  • Принудительное лишение гражданства, например, если лицо признается террористом.
  • Трансформация государства, либо его отмирание, как правового института. Например, такое произошло с СССР.

Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.

Бипатриды – это всегда лица, которые имеют два гражданства или более, оформленные с помощью различных юридически значимых документов. Человек, обладающий статусом бипатрида, может иметь и множественное гражданство, что заставляет его соблюдать требования действующих норм законодательства всех государств, гражданства которых он получил.

Статус бипатрида является усложненным по отношению к статусу людей, обладающих гражданством одного государства. Это связано с необходимостью действовать в юридическом поле тех стран, чье гражданство было получено, даже в случае пребывания на территории третьего государства. Как правило, такая необходимость возникает в случае, если государство, предоставившее свое гражданство человеку, может наказать его за совершение преступления даже в том случае, если ранее он понес наказание в стране пребывания.

Ограничения, которым подвергаются лица без гражданства

Правительство любой страны очень скептически и без доверия относится к таким людям. Они не всегда понимают мотивы апатридов и поэтому считают порой их опасными. На них накладываются некоторые ограничения, например:

  • они не могут принимать участия в выборах, как остальные граждане страны;
  • не вступают в партии и различные объединения;
  • на государственную службу их не берут, поэтому высокий пост им занять достаточно сложно;
  • в армию их не берут;
  • апатриды не могут управлять самолётами и морскими судами;
  • в некоторых странах они даже не могут передвигаться по государственной территории.

Этот список запретов может пополняться в зависимости от решений государственного правительства.

Легализация человека без гражданства в России

Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.

Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:

  • свидетельство о рождении кандидата;
  • паспорта родителей;
  • справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
  • автобиография апатрида.
Читайте также:  С 1 января стартовала Декларационная кампания-2023

За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.

Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.

Как апатриду стать гражданином РФ

Не каждый желающий сможет получить российское подданство. Такое право имеют ЛБГ, находящиеся на территории РФ более 5 лет. В следующих случаях лицо может раньше стать гражданином:

  • человек хорошо говорит на русском;
  • супруг имеет подданство России;
  • после развала СССР гражданин уехал в другую страну, а теперь решил вернуться.

Следующий перечень документов собирается в случае желания апатрида стать гражданином РФ:

  • заявление о желании получить подданство;
  • временное удостоверение личности;
  • 4 фотографии размером 3 на 4 см;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (3500 рублей).

В течение полугода будет проходить рассмотрение заявления, после чего человеку выдадут паспорт.

С точки зрения мирового права безгражданство считается негативным. Юридическое состояние апатрида отличается рядом дефектов. В этой связи международные нормы права ориентированы на сокращение безгражданства. В отечественном законодательстве присутствует важнейший принцип, регулирующий этот вопрос. Он, в частности, заключается в поощрении приобретения гражданства РФ апатридами. Роль нормативного принципа приобретает актуальность в том случае, если находит отражение в конкретных нормах. По мнению большинства юристов, современное законодательство не закрепляет адекватно положение об апатридах и получении ими гражданства. В частности, многие авторы указывают на то, что для таких людей не сделано каких-либо реальных поощрений при получении вида на жительство либо разрешения на временное проживание. В этой связи, юристы высказываются за то, чтобы такие документы апатриды могли получать без каких-либо квот и дополнительного оформления бумаг.

Прежде чем заниматься вопросом прав и обязанностей апатридов, рекомендуется ознакомиться с основой терминологией, что значительно упростит изучение нормативно-правовых документов.

Главные понятия приведены в таблице ниже.

Термин Характеристика
Гражданство РФ Оформленное подданство Российской Федерации, что наделяет гражданина определёнными привилегиями и обязанностями перед государством.
Апатрид Человек, лишившийся подданства любой из стран мира по определенным причинам, либо индивидуальных действий.
Вид на жительство (ВНЖ) Оформляется для иностранных граждан и лиц, не имеющих подданства, при наличии оснований, установленных законодательными документами.
Разрешение на временное пребывание (РВП) Выдается для иностранных граждан, подтверждая их законность пребывания на территории Российской Федерации.
Двойное подданство Это наличие у одного лица гражданства одновременно двух государств, что наделяет его правами и обязательствами перед юрисдикциями каждого из них.
Индивидуальные права и обязанности Наличие привилегий и ответственности за свои действия, установленных действующими федеральными нормативно-правовыми документами.

Иностранные граждане и лица без гражданства: понятия и категории

Развитие международного сотрудничества, интеграция России в мировое сообщество, интенсификация деловых отношений в области экономики, науки, культуры сопровождаются перемещением множества людей из государства в государство, что объективно создает условия для проживания в Российской Федерации большого числа иностранных граждан.

Распад СССР привел к появлению на карте мира полутора десятков новых государств. Бывшие союзные республики приобрели по отношению к России статус иностранных государств, а их граждане стали в нашей стране иностранцами. Связи России с бывшими республиками, называемыми сейчас странами ближнего зарубежья, а также с дальним зарубежьем продолжают шириться и развиваться. Это приводит к тому, что количество иностранных граждан, ежегодно посещающих Россию, значительно увеличивается. Кроме того, в Российскую Федерацию в поисках работы, убежища, для воссоединения семей увеличился поток беженцев и других мигрантов. Проблемы беженцев, и особенно нелегальных мигрантов, разнообразны и нуждаются в политическом и правовом регулировании, хотя этим и не исчерпываются.

Основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами от 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»; и о «О вынужденных переселенцах».

Наука конституционного права, называя субъекты конституционно-правовых отношений, причисляет к ним все вышеперечисленные категории лиц, не имеющих российскою гражданства. При этом в одних случаях конституционные правоотношения с участием иностранных граждан ничем не отличаются от правоотношений с участием россиян, в других — носят специфический характер. Поэтому нормы права, регулирующие правовой режим иностранных граждан в Российской Федерации, могут быть общими для них и российских граждан, а могут быть специальными, рассчитанными лишь на иностранцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *