В.13. Представительство в административном судопроизводстве.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В.13. Представительство в административном судопроизводстве.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства. В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.

1. Состав суда по административному делу. В соответствии со ст. 28 КАС состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

По общему правилу административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Коллегиальным может быть состав из трех судей в суде первой и апелляционной инстанций. Состав суда в кассационной и надзорной инстанциях определяется по правилам для данных стадий по пересмотру судебных актов. При этом в случае коллегиального рассмотрения административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Участие в делах административного судопроизводства лиц, защищающих интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы

1. Понятие и формы участия лиц, защищающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы. В административном судопроизводстве в соответствии со ст. 40 и 42 КАС возможно обращение ряда субъектов с административным исковым заявлением с целью защиты «чужих» либо коллективных интересов. При этом в судебном административном процессе, как и в арбитражном процессе (в отличие от ст. 47 ГПК), не предусмотрена такая форма участия субъектов, защищающих «чужие» интересы, как дача заключения по делу.

В отличие от участия прокурора обращение всех лиц, перечисленных в ст. 40 КАС, в защиту «чужих» интересов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными и (или) федеральными законами. Субъекты, названные в упомянутой статье, не наделены полномочием по обращению в суд только исходя из выявленной ими необходимости защиты «чужих» интересов. Обязательным условием является наделение их законом правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства. В этом смысле основания, указанные в ст. 40 КАС, носят бланкетный характер, поскольку необходимо правовое основание иска в виде наделения истца правом на обращение в суд в защиту «чужих» интересов.

Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц, права которых нарушены изданием не соответствующего закону акта органа местного самоуправления. Таким образом, иском о защите неопределенного круга лиц защищается только их общий интерес, интересы отдельных лиц должны защищаться с помощью отдельных исков каждого гражданина, входящего в неопределенный круг лиц.

Защита публичных интересов предполагает, что в данном случае государственные органы, должностные лица, уполномоченные по правам человека, разного уровня реализуют свою компетенцию и полномочия. При этом обратившиеся в суд лица не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению суда, поскольку предъявленный ими административный иск направлен на защиту публичных интересов. Однако защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска).

Понятие публичного интереса является оценочным и не тождественным понятию публичного права. Речь идет о защите публичного интереса, выражающегося в необходимости защиты интересов всего общества, определенных групп граждан и организаций исходя из различных признаков — территории, места проживания, рода занятий и т.д.

Например, согласно ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В данном случае защищаются публичные интересы всего общества, связанные с необходимостью исполнения налогового законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате платежей и санкций.

  1. Беспалов Ю.Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический). М.: Проспект, 2016. 768 с.
  2. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.А. Муравьева. М.: Проспект, 2015. 408 с.
  3. Парфирьев Д.Н. Несоответствие целей назначения и полномочий адвоката ответчика, место жительства которого неизвестно // Адвокатская практика. 2015. N 2. С. 20 — 24.
  4. Пешкова Т.В. Принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: значение, проблемы, дальнейшие перспективы // Российский судья. 2015. N 9. С. 14 — 16.
  5. Чудиновская Н.А. Институт представительства в современном цивилистическом процессе: некоторые аспекты // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 10. С. 17 — 22.

Представительство в административном судопроизводстве

Во-первых, его участие может быть вызвано желанием представляемого в связи с низкой правовой грамотностью, боязнью суда либо просто нежеланием присутствовать при рассмотрении дела. Хотя присутствие представителя не лишает возможности гражданина присоединиться к разбирательству. От имени лиц, не обладающих необходимой дееспособностью, могут действовать их законные представители. К их числу относятся родители, при их отсутствии – усыновители. Ограниченно дееспособных граждан представляют законные либо иные по соглашению с законными представители.

Компании представляются в суде, как правило, в лице своих руководителей или других лиц, имеющих соответствующие полномочия. В ликвидируемом юридическом лице полномочные лица избираются из числа членов ликвидационных органов. В административном процессе в силу особенностей данной категории дел также могут участвовать государственные и местные органы власти. Их в суде представляют руководители или назначенные им лица.

В административном производстве возможно назначение представителя самим судом. Так, к участию в деле привлекается адвокат-представитель в арбитражном суде, если место проживания ответчика никому неизвестно, либо касательно него решается вопрос о помещении в психиатрическую лечебницу, об осуществлении психиатрического принудительного освидетельствования, а своего представителя у него нет.

Кроме обычных требований, таких как возраст совершеннолетия и дееспособность, новый КАС РФ предъявляет к представителям требование о наличии высшего специального юридического образования. Данная норма вызвала много обсуждений и споров. С одной стороны, это было сделано с целью улучшить качество предоставляемой помощи и самого процесса. С другой, некоторые полагают, что данное требование нарушает конституционный принцип на защиту. Вместе с тем без подтверждения нужного уровня образования к участию в процессе никто, кроме адвокатов, допущен не будет. Как и в других процессах, не могут быть в роли представителей судьи, а также лица, содействующие правосудию, следователи, прокуроры. Это не касается тех случаев, когда они выступают в качестве работников этих органов.

Представители должны свои полномочия подтвердить. В зависимости от их статуса это может быть доверенность, приказ на руководителя, удостоверение опекуна и иные документы. В доверенности все, что имеет право совершать представитель, должно быть четко прописано, в частности возможность подписания, подачи заявления, отказа от требований, их изменение, обжалования принятых актов. Полный перечень этих прав установлен ст. 56 КАС РФ.

Согласно новому кодексу представляющий интересы может совершать за представляемого все необходимые действия. У представителей по закону это следует из их статуса, у иных – из подтверждающих полномочия документов. Если участие при рассмотрении дела является обязательным, он имеет такое же право, за исключением получения объяснений от своего доверителя, привлечения его к участию в реализации других имеющихся по закону прав.

Стоимость представительских услуг варьируется от сложности дела, его временных рамок и т.д. В любом случае для успешного ведения процесса лучше всего подыскать квалифицированного специалиста, который сможет максимально качественно защитить ваши интересы.

вернуться к списку

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В рамках данного документа подлежат рассмотрению конфликты между участниками, находящимися в заведомо неравном положении: с одной стороны – граждане или организации, с другой – властные органы, чьи действия, бездействие или решения заявитель собирается признать противоречащими закону.

Обратите внимание!

Оспаривать можно только действующий нормативно-правовой акт. Если он ещё не вступил в силу, или его срок прекращён, то процесс не будет инициирован.

По правилам КАС рассматриваются также дела о прекращении работы СМИ, о спорах, касающихся необходимого вмешательства в вопросы здоровья гражданина, о запрете деятельности политической партии или общественной, религиозной организации, об административном надзоре, о судьбе лиц, не имеющих российского гражданства, о взыскании платежей и санкций (п. 3 ст. 1 КАС).

Порядок оформления полномочий адвоката в различных видах судопроизводства

1. Понятие и формы участия лиц, защищающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы. В административном судопроизводстве в соответствии со ст. 40 и 42 КАС возможно обращение ряда субъектов с административным исковым заявлением с целью защиты «чужих» либо коллективных интересов. При этом в судебном административном процессе, как и в арбитражном процессе (в отличие от ст. 47 ГПК), не предусмотрена такая форма участия субъектов, защищающих «чужие» интересы, как дача заключения по делу.

В отличие от участия прокурора обращение всех лиц, перечисленных в ст. 40 КАС, в защиту «чужих» интересов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными и (или) федеральными законами. Субъекты, названные в упомянутой статье, не наделены полномочием по обращению в суд только исходя из выявленной ими необходимости защиты «чужих» интересов. Обязательным условием является наделение их законом правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства. В этом смысле основания, указанные в ст. 40 КАС, носят бланкетный характер, поскольку необходимо правовое основание иска в виде наделения истца правом на обращение в суд в защиту «чужих» интересов.

Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц, права которых нарушены изданием не соответствующего закону акта органа местного самоуправления. Таким образом, иском о защите неопределенного круга лиц защищается только их общий интерес, интересы отдельных лиц должны защищаться с помощью отдельных исков каждого гражданина, входящего в неопределенный круг лиц.

Защита публичных интересов предполагает, что в данном случае государственные органы, должностные лица, уполномоченные по правам человека, разного уровня реализуют свою компетенцию и полномочия. При этом обратившиеся в суд лица не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению суда, поскольку предъявленный ими административный иск направлен на защиту публичных интересов. Однако защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска).

Понятие публичного интереса является оценочным и не тождественным понятию публичного права. Речь идет о защите публичного интереса, выражающегося в необходимости защиты интересов всего общества, определенных групп граждан и организаций исходя из различных признаков — территории, места проживания, рода занятий и т.д.

Например, согласно ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В данном случае защищаются публичные интересы всего общества, связанные с необходимостью исполнения налогового законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате платежей и санкций.

В качестве лиц, которым дано право обращения в защиту неопределенного круга лиц и публичных интересов, названы:

  • государственные органы;
  • должностные лица;
  • уполномоченные по правам человека федерального и регионального уровней, органы, организации, включая общественные объединения, и граждане.

Защита других лиц осуществляется в случаях, предусмотренных КАС и другими федеральными законами, по обращению в суд органов, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Право организаций и граждан на обращение в суд в защиту других лиц может быть реализовано при наличии специального указания в федеральных законах, но без специального уполномочения со стороны лиц, в интересах которых подается административный иск.

Такой порядок связан с тем, что в силу принципа диспозитивности правом на обращение в суд обладают только сами заинтересованные лица, а иные лица — только в случаях, предусмотренных КАС (ч. 1 ст. 4 КАС). Поэтому согласно ч. 2 ст. 128 КАС в принятии административного искового заявления будет отказано, если оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС или другими федеральными ��аконами не предоставлено такое право.

1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Таким образом, представительство в административном судопроизводстве — это выполнение в суде процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.

Цели судебного представительства заключаются в обеспечении наиболее полной защиты интересов граждан и организаций. Важно подчеркнуть также, что институт представительства и прежде всего адвокатуры способствует реализации права граждан на квалифицированную юридическую помощь, закрепленного в ст. 48 Конституции РФ.

При представительстве представитель совершает целый комплекс различных процессуальных действий, обусловленных необходимостью защиты представляемого им лица в административном судопроизводстве. В частности, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу судебного административного процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом судебного административного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения затрат на представительство.

Важной особенностью представительства в административном судопроизводстве являются требования о наличии высшего юридического образования. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Тем самым сделан шаг в сторону профессионального представительства в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции. Возможно, при успешном применении данного правила следующим шагом может быть введение действительно профессионального представительства, основанного, как это принято во многих странах, на статусе адвоката.

2. Виды судебного представительства. По основаниям возникновения представительство подразделяется на законное, договорное, общественное и по назначению.

Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии соответствующих указанных в нем условий, наделяющих определенных лиц правом представительства. В частности, законное представительство возникает в отношении граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, на основании родительских отношений, административного акта при назначении опеки или попечительства и судебного решения при усыновлении. Так, согласно ст. 31 ГК опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального уполномочия.

Читайте также:  Дешевые авиабилеты Санкт-Петербург — Сидней

Поэтому права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители — родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.

При этом законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае если КАС предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

Договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов могут в соответствии со ст. 2 Закона об адвокатуре выступать лица, получившие установленный данным Законом статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Трудовой договор (контракт) лежит в основе представительства юрисконсультом и другими работниками интересов организации, где они работают. В условиях трудового договора (контракта) может быть предусмотрено условие о необходимости представления интересов орга��изации в судах.

Согласно ч. 1 ст. 55 КАС РФ представительство в суде юриста предполагает участие в процессе защитника, в качестве которого может выступать адвокат или иное лицо, обладающее высшим юридическим образованием, полной дееспособностью и не находящееся под опекой/попечительством. Прокуроры, следователи и судьи выступать в качестве представителя не могут.
Перечень полномочий представителя в рамках административного судопроизводства определен ст. 56 КАС РФ. В частности, представительство предполагает предоставление представителю права на осуществление следующих действий:

  • подписание искового заявления, составление и подписание возражений на поданный иск, а также их передача на рассмотрение в суд;
  • подача встречного административного иска;
  • заключение соглашения о примирении с противостоящей стороной разбирательства;
  • признание административного иска, поданного в отношении представляемого им лица, или отказ от такого иска;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передача приобретенных им полномочий представителя третьему лицу и пр.

Основанием для возникновения у представителя определенных полномочий является доверенность, подписанная представляемым им лицом. В документе должен быть указан перечень полномочий, которые приобретает представитель.

Обратите внимание! Полномочия и статус представителя и законного представителя должны быть надлежащим образом подтверждены. При этом закон четко определяет, какие документы могут послужить для этих целей (ст. 57 КАС РФ):

  • для законных представителей — документы, определенные соответствующими нормами закона в зависимости от гражданско-правовой категории, к которой относится представляемый (например, паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении представляемого — несовершеннолетнего лица и т. д.);
  • руководителей госорганов — документы, подтверждающие их служебное положение (например, удостоверение и т. д.);
  • руководителей организации, выступающих от имени такой организации, — учредительная документация юрлица и документы, подтверждающие служебное положение (например, приказ о назначении, трудовой договор и др.);
  • адвокатов — адвокатским ордером и в некоторых случаях доверенностью;
  • иных представителей — доверенностью.

Представительство в суде осуществляется профессиональным юристом и включает в себя оказание следующих услуг:

  • первичная консультация;
  • изучение материалов дела, имеющихся доказательств и оценка перспектив дальнейшего разбирательства;
  • сбор дополнительных доказательств, поиск свидетелей и ведение с ними переговоров о привлечении их к участию в процессе;
  • поиск сведений о любых нарушениях, допущенных должностными лицами;
  • подготовка процессуальных документов и передача их на рассмотрение в суд;
  • участие в судебном процессе на всех его стадиях;
  • обжалование вынесенного судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях.

Глава 5. Представительство в суде

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Согласно ч. 1 ст. 55 КАС РФ представительство в суде юриста предполагает участие в процессе защитника, в качестве которого может выступать адвокат или иное лицо, обладающее высшим юридическим образованием, полной дееспособностью и не находящееся под опекой/попечительством. Прокуроры, следователи и судьи выступать в качестве представителя не могут.
Перечень полномочий представителя в рамках административного судопроизводства определен ст. 56 КАС РФ. В частности, представительство предполагает предоставление представителю права на осуществление следующих действий:

  • подписание искового заявления, составление и подписание возражений на поданный иск, а также их передача на рассмотрение в суд;
  • подача встречного административного иска;
  • заключение соглашения о примирении с противостоящей стороной разбирательства;
  • признание административного иска, поданного в отношении представляемого им лица, или отказ от такого иска;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передача приобретенных им полномочий представителя третьему лицу и пр.

Основанием для возникновения у представителя определенных полномочий является доверенность, подписанная представляемым им лицом. В документе должен быть указан перечень полномочий, которые приобретает представитель.

Обратите внимание! Полномочия и статус представителя и законного представителя должны быть надлежащим образом подтверждены. При этом закон четко определяет, какие документы могут послужить для этих целей (ст. 57 КАС РФ):

  • для законных представителей — документы, определенные соответствующими нормами закона в зависимости от гражданско-правовой категории, к которой относится представляемый (например, паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении представляемого — несовершеннолетнего лица и т. д.);
  • руководителей госорганов — документы, подтверждающие их служебное положение (например, удостоверение и т. д.);
  • руководителей организации, выступающих от имени такой организации, — учредительная документация юрлица и документы, подтверждающие служебное положение (например, приказ о назначении, трудовой договор и др.);
  • адвокатов — адвокатским ордером и в некоторых случаях доверенностью;
  • иных представителей — доверенностью.

Представительство в суде осуществляется профессиональным юристом и включает в себя оказание следующих услуг:

  • первичная консультация;
  • изучение материалов дела, имеющихся доказательств и оценка перспектив дальнейшего разбирательства;
  • сбор дополнительных доказательств, поиск свидетелей и ведение с ними переговоров о привлечении их к участию в процессе;
  • поиск сведений о любых нарушениях, допущенных должностными лицами;
  • подготовка процессуальных документов и передача их на рассмотрение в суд;
  • участие в судебном процессе на всех его стадиях;
  • обжалование вынесенного судебного акта в вышестоящих судебных инстанциях.

Законодатель не запрещает участнику административного разбирательства самостоятельно защищать свои интересы в суде. Однако привлечение представителя может оказать положительное влияние на рассмотрение дела:

  • юрист обладает необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, которые позволят ему найти правильные ответы на все возникающие материально- и процессуально-правовые вопросы;
  • участие юриста позволитповысить вероятность положительного исхода дела или минимизировать негативные последствия судебного акта, вынесенного не в пользу доверителя.

Кто может быть представителем в суде по ГПК РФ?

До 1 октября 2019 года в качестве представителей в гражданском (а также арбитражном) процессе могли выступать любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (ст. 49 ГПК РФ). Такие полномочия, по общему правилу, могут быть оформлены доверенностью. Полномочия законных представителей юридических и физических лиц возникают в силу закона (например, генеральный директор компании, родитель, опекун физического лица).

С 1 октября 2019 года в ГПК РФ появляются требования к лицам, имеющим право быть представителем в суде.

1. Общее правило (ст. 49 ГПК РФ). Теперь представлять интересы участников процесса в арбитражных судах и судах общей юрисдикции по общему правилу смогут только лица:

— имеющие высшее юридическое образование (необходимо будет предъявить в суде диплом о высшем юридическом образовании);

— имеющие ученую степень по юридической специальности (необходимо будет предъявить в суде аттестат о получении ученой степени по юридической специальности);

— адвокаты (статус адвоката подтверждается удостоверением адвоката, а полномочия адвоката на ведение дела в суде удостоверяются ордером, как указано в п. 5 ст. 53 ГПК РФ);

— законные представители, как и прежде, вправе выступать в суде в качестве представителя без юридического образования в силу статей 52, 53 ГПК РФ (например, генеральный директор компании, родитель, усыновитель, опекун физического лица). Однако, если законный представитель поручает ведение дела в суде другому лицу, то такое лицо должно отвечать требованиям, установленным статьей 49 ГПК РФ, т.е. иметь высшее юридическое образование, ученую степень или быть адвокатом. Таким образом, штатный юрист компании, работающий в ней по трудовому договору и не имеющий высшего юридического образования, не вправе будет на основании доверенности от директора компании вести дело в суде (кроме участия в делах, рассматриваемых районными и мировыми судами, о чем указано ниже).

2. Исключения для некоторых представителей в суде (ст. 49 ГПК РФ). Указанные выше требования, предъявляемые к представителям, не распространяются:

— на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

— арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве;

— профсоюзы, их организации, объединения, представляющие в суде интересы лиц, являющихся членами профсоюзов;

— а также иных лиц, указанных в Федеральном законе.

3. Исключения для представителей в гражданском процессе (п. 2 ст. 49 ГПК РФ). Не требуется юридическое образование или ученая степень по делам, рассматриваемым:

— мировыми судьями;

— районными судами.

Представительство и Гражданский кодекс

Согласно статье 182 ГК, сделка, совершаемая представителем на основании его полномочий, непосредственно создаёт, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Таким образом, представительство – форма гражданско-правовых отношений, имеющая ряд признаков:

  • совершается от имени и в интересах представляемого;

  • операции, совершаемые представителем, фактически являются действиями представляемого, и правовые последствия наступают именно для представляемого;

  • все действия совершаются в пределах определенных полномочий.

Представительство в административном судопроизводстве понятие и основания

1. Понятие и формы участия лиц, защищающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, других лиц, публичные и коллективные интересы. В административном судопроизводстве в соответствии со ст. 40 и 42 КАС возможно обращение ряда субъектов с административным исковым заявлением с целью защиты «чужих» либо коллективных интересов. При этом в судебном административном процессе, как и в арбитражном процессе (в отличие от ст. 47 ГПК), не предусмотрена такая форма участия субъектов, защищающих «чужие» интересы, как дача заключения по делу.

В отличие от участия прокурора обращение всех лиц, перечисленных в ст. 40 КАС, в защиту «чужих» интересов возможно только в случаях, предусмотренных федеральными конституционными и (или) федеральными законами. Субъекты, названные в упомянутой статье, не наделены полномочием по обращению в суд только исходя из выявленной ими необходимости защиты «чужих» интересов. Обязательным условием является наделение их законом правом на обращение в суд в порядке административного судопроизводства. В этом смысле основания, указанные в ст. 40 КАС, носят бланкетный характер, поскольку необходимо правовое основание иска в виде наделения истца правом на обращение в суд в защиту «чужих» интересов.

Защита неопределенного круга лиц предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц, права которых нарушены изданием не соответствующего закону акта органа местного самоуправления. Таким образом, иском о защите неопределенного круга лиц защищается только их общий интерес, интересы отдельных лиц должны защищаться с помощью отдельных исков каждого гражданина, входящего в неопределенный круг лиц.

Защита публичных интересов предполагает, что в данном случае государственные органы, должностные лица, уполномоченные по правам человека, разного уровня реализуют свою компетенцию и полномочия. При этом обратившиеся в суд лица не являются непосредственными выгодоприобретателями по решению суда, поскольку предъявленный ими административный иск направлен на защиту публичных интересов. Однако защита публичных интересов вполне может совпасть с защитой интересов конкретного истца как участника спорного материального правоотношения (который и будет в данном случае выгодоприобретателем в случае удовлетворения иска).

Понятие публичного интереса является оценочным и не тождественным понятию публичного права. Речь идет о защите публичного интереса, выражающегося в необходимости защиты интересов всего общества, определенных групп граждан и организаций исходя из различных признаков — территории, места проживания, рода занятий и т.д.

Например, согласно ч. 1 ст. 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В данном случае защищаются публичные интересы всего общества, связанные с необходимостью исполнения налогового законодательства и принуждением к исполнению обязанностей по уплате платежей и санкций.

В качестве лиц, которым дано право обращения в защиту неопределенного круга лиц и публичных интересов, названы:

  • государственные органы;
  • должностные лица;
  • уполномоченные по правам человека федерального и регионального уровней, органы, организации, включая общественные объединения, и граждане.

Защита других лиц осуществляется в случаях, предусмотренных КАС и другими федеральными законами, по обращению в суд органов, организаций и граждан в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Право организаций и граждан на обращение в суд в защиту других лиц может быть реализовано при наличии специального указания в федеральных законах, но без специального уполномочения со стороны лиц, в интересах которых подается административный иск.

Такой порядок связан с тем, что в силу принципа диспозитивности правом на обращение в суд обладают только сами заинтересованные лица, а иные лица — только в случаях, предусмотренных КАС (ч. 1 ст. 4 КАС). Поэтому согласно ч. 2 ст. 128 КАС в принятии административного искового заявления будет отказано, если оно подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым КАС или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

1. Понятие представительства. Представительство в административном судопроизводстве урегулировано в гл. 5 КАС, Законе об адвокатуре, ГК, СК и в ряде других федеральных законов. Согласно общему правилу ст. 54 КАС, если КАС не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Виды представительства в административном судопроизводстве

Обратите внимание! Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:

  • является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
  • не состоит под опекой или попечительством;
  • имеет высшее юридическое образование;
  • не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).

Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).

Важно! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).

Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).

Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства.

В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.

При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:

  • на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
  • ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
  • представление встречных требований;
  • подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
  • отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передоверие своих полномочий другому субъекту;
  • подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • оспаривание принятого судом акта;
  • представление исполнительной документации к взысканию;
  • получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).
Читайте также:  Прибавка к пенсии в 2023 году: кому и на сколько повысят выплаты

Обратите внимание! Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).

Важно! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).

Суд обязан провести проверку полномочий лиц — участников процесса, а также их представителей и законных представителей (п. 1 ст. 58 КАС РФ). Такая проверка производится посредством исследования документов, подтверждающих личность и полномочия названных субъектов (перечень таких документов был рассмотрен нами выше).

Важно! Полномочия представителя могут быть озвучены в устном заявлении представляемого субъекта во время судебного заседания, что подлежит отражению в протоколе. При этом указанные полномочия будут действовать только в течение того судебного заседания, во время которого они были заявлены (п. 20 ППВС № 36).

Рассмотрение по административному делу осуществляется по иску государственных структур, муниципальных и налоговых органов, частных лиц в судах общей юрисдикции.

Например, ГИБДД или ФССП, другие органы подают иск для наказания нарушителей административного кодекса РФ.

Ответчиками могут быть граждане или юридические лица, которые имеют возможность привлечь представителя для защиты своих интересов.

Согласно гл.5 КАС РФ, защищать права своих доверителей можно по следующим правилам:

  • ст.54 указывает на возможность привлечь юриста для представления интересов и ведение дела через представителя;
  • ст.55 процессуальные требования, которым должен удовлетворять представитель;
  • ст.56 полномочия лица, выступающего от лица участника процесса;
  • ст.57 указывает на требования по документальному подтверждению полномочий юридического субъекта.

Если юрист не будет удовлетворять требованиям КАС или будет нарушен регламент по срокам или иным требованиям, то представителя суд отведет от участия по делу. Будет пропущен срок, и участник дела останется без профессиональной защиты. Полномочия проверяются судьей в начале заседания, в документах не должно быть формального повода для отклонения кандидатуры.

Присутствие защитника на заседаниях суда позволит снизить риски взыскания для доверителя или в полной мере наказать противную сторону. Главным требованием по КАС является высшее юридическое образование для представителя, но он не обязательно должен иметь статус адвоката. Кроме того, действуя в интересах иного лица, субъект должен удовлетворять определенным требованиям:

  • являться дееспособным, не иметь гражданских ограничений;
  • не находиться под опекой и попечительством;
  • будучи юристом, не занимать государственных постов в судопроизводстве.

КАС различает разные статусы представителя в административном суде. Юрист должен подтвердить переданные ему полномочия, представив суду официальное поручение и нотариальную доверенность.

Законными представителями называются родители, опекуны, близкие родственники и др.

Такой категории лиц не требуется оформлять доверенность по делам, поскольку они могут предъявить другие устанавливающие право документы о своих полномочиях.

Соответственно, по смыслу данной статьи, законные представители, а именно — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом, выступающие в суде в интересах недееспособных граждан, не могут совершать от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым. Поскольку Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено равное право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45), «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ст. 46), будь то недееспособный гражданин либо гражданин, ограниченный в дееспособности, представляется целесообразным слова «Законные редставители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, ограничениями, предусмотренными федеральными законами» из ч. 3 ст.56 проекта КАС исключить, в отдельной части данной статьи закрепить права законных представителей.

Компаративный анализ норм, регулирующих процессуальный статус законного представителя, в различных процессуальных законах свидетельствует об отсутствии унифицированного подхода данному вопросу. Так, такие процессуальные законы как ГПК РФ и КоАП РФ очень поверхностно дают представление о правах законных представителей в судопроизводстве. Часть 4 ст. 25.3 КоАП РФ содержит оговорку о том, что законные представители «имеют права несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц». В ГПК РФ вообще не содержатся нормы, закрепляющие права и обязанности законного представителя. Можно только в ч. 3 ст. 52 ГПК РФ встретить закрепление за законным представителем возможность «совершать от имени представляемых иц все процессуальные действия, раво совершения которых принадлежит представляемым». Очевидно, что «совершать процессуальные действия» не одно и то же, что «иметь права и нести обязанности». Точно такая же картина в АПК РФ, в закон не включены правила, устанавливающие права и обязанности законного представителя. Не встретим положения, устанавливающие права и обязанности законного представителя, и в новейшем административном законодательстве (речь идет о проекте КАС). Показателен в данном случае пример УПК РФ, где отдельной статьей закреплены права законного представителя в судопроизводстве (ч. 1 ст . 428 УПК РФ). В данной норме, в частности, законному представителю несовершеннолетнего подсудимого предоставлены права: заявлять х одатайства и отводы; давать показания; представлять доказательства; участвовать в прениях сторон; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда ; участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Как было отмечено ранее, административное судопроизводство осуществляется по правилам нескольких процессуальных законов: гражданского процессуального, арбитражного процессуального, законодательства об административных правонарушениях. Соответственно вопросы представительства, закрепленные в данных процессуальных нормативных актах, должны быть унифицированы. Необходимость единообразного правового регулирования административного судопроизводства, в том числе представительства в административном судопроизводстве, обусловлена специфическими ос обенностями процессуальной формы разрешения публично-правовых споров, являющихся основным источником административной судебной юрисдикции. Изложенное позволяет обосновать предложения по единообразному урегулированию вопросов судебного представительства в процессуальных законах, но прежде рассмотрим еще одну категорию представителя – законного представителя юридического лица.

Защиту прав законных интересов юридического лица также осуществляют его законные представители. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «дела организаций вду в уд их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. Полномочия органов, ведущих дела организаций, одтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости учредительными документами». Такая трактовка не дает однозначного понимания, кто может выступать в суде в качестве законного представителя юридического лица. Более внятное разъяснение можно встретить в АПК РФ. В ст. 59 АПК РФ отмечено, что «дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии федеральным законом, иным нормативным правовым актом и учредительными документами организаций». Однако и из этого текста нельзя однозначно определить законного представителя. Наиболее удачный вариант содержится в ст. 25.4 КоАП РФ, в соответствии с которой законными представителями юридического лица «являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица». Данная норма позволяет сделать однозначный вывод, то том случае, когда совершение действий представителя обусловлено предписанием закона, речь идет о законном представительстве. Так, к примеру, может выступать законным представителем единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) общества с ограниченной ответственностью, поскольку это предписано Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» , акционерного общества -предписано Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах»1, хозяйственного партнерства – предписано Федеральным законом Российской Федерации «О хозяйственных партнерствах»2, государственных и муниципальных унитарных предприятий – предписано Федеральным законом Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»3 и т.д.

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-правовые основы представительства в административном судопроизводстве

§ 1. Административное судопроизводство в России: современное

состояние и перспективы развития

§ 2. Представительство в российском судопроизводстве: понятие,

виды, правовое регулирование

§ 3. Субъекты представительства в административном

судопроизводстве

Глава 2. Процессуальное положение представителя в административном судопроизводстве

§ 1. Представительство в судебном рассмотрении дел в порядке административного судопроизводства»в системе арбитражных судов и судов общей юрисдикции:

сравнительно-правовой анализ

§ 2. Представительство в судебном рассмотрении дел

об административных правонарушениях

§ 3. Совершенствование института представительства

в административном судопроизводстве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Список принятых сокращений

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской

Федерации

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской

Федерации

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

КоАП РСФСР — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях Проект КАС — Проект Кодекса административного судопроизводства

ФЗ -ФКЗ

Федеральный закон

Федеральный конституционный закон

ВАС РФ ВС РФ -КС РФ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации

СССР -РСФСР

Союз Советских Социалистических Республик Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

Судебное представительство традиционный институт процессуального права.

Вопрос о его правовой природе относится к числу дискуссионных.

В науке гражданского и арбитражного процессуального права по нему выделились два основных направления «концепция правоотношения» и «концепция действия». При этом автор в результате проведенного анализа отдает предпочтение определению судебного представительства, в том числе по административным делам, как процессуальной деятельности. В качестве новелл КАС РФ, носящих положительный характер, отмечено расширение по сравнению с действовавшим в более ранней редакции ГПК РФ круга случаев, когда суд может признать обязательным участие в судебном заседании представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также наличие в КАС РФ нормы, согласно которой лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.

Вместе с тем серьезные сомнения вызывает норма ч.

1 ст. 55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, что существенно ограничивает возможности защиты прав граждан и организаций по данной категории дел. В то же время при отсутствии какой-либо оговорки в ч.

1 ст. 55 КАС РФ в указанном Кодексе содержится целый ряд норм, позволяющих все же вести административные дела лицам, не имеющим высшего юридического образования, приведенным в настоящей статье, следствием чего является возникновение многочисленных коллизий.

Через своих представителей лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы другим участникам судебного процесса, давать необходимые пояснения, высказывать мнения и совершать иные процессуальные действия. При необходимости суд вправе привлекать к участию в осуществлении процессуальных прав непосредственно лиц, участвующих в деле (ч.

5 ст. 45 КАС).В соответствии с п. 12 ч. 3 ст. 135 КАС суд разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, при подготовке административного дела к судебному разбирательству.В качестве исключения из общего правила о диспозитивности участия представителя в административном судопроизводстве в ч. 1 ст. 54 КАС указано на дела, по которым Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе (обязательное представительство, не являющееся при этом законным представительством в устоявшемся понимании этого термина).Общие правовые предписания, касающиеся обязанности лица, участвующего в деле, вести дела в суде через представителей, содержатся в ч.

5 ст. 45 КАС, а в соответствии с ч. 9 ст. 208 Кодекса при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде РФ граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС.Тем не менее гражданин, при наличии у него высшего юридического образования, вправе лично вести административное дело, по которому КАС предусмотрено обязательное участие представителя (п.

2 ч. 2 ст. 125, п. 4 ч. 1 ст. 126 КАС).Кроме того, при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке такой гражданин имеет право лично участвовать в судебном заседании и излагать свою позицию по административному делу, если его психическое состояние позволяет адекватно воспринимать все происходящее в судебном заседании и его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни либо здоровья или для жизни либо здоровья окружающих.

При отсутствии у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, представителя суд назначает ему адвоката в качестве представителя (ч. 4 ст. 54, ч. ч. 4 и 6 ст. 277 КАС).В соответствии с ч.

ч. 4 и 7 ст. 243 КАС административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума — представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы,

The paper analyzes the procedure for arrangement and granting a power of attorney on behalf of an organization, a sole proprietor or individuals.

Particular attention is paid to the procedure for verifying the powers of persons participating in a case and their representatives as well as to court decisions on recognizing their powers and admission to participation in the court session or refusal to recognize them. Keywords: administrative legal proceedings; Code of Administrative Proceedings of the Russian Federation; legal representation; representatives; power of attorney; representative’s powers. Продолжая исследовать актуальные проблемы, связанные институтом судебного представительства в новом процессуальном законе — Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС, Кодекс) [1, 2], остановимся подробнее на вопросах правовой регламентации полномочий судебного представителя (ст.

56-58 Кодекса), детально прокомментировав указанные правовые предписания. При этом отметим, что институт судебного представительства явился одним из наиболее дискуссионных и вызвал весьма серьезную полемику в юридическом сообществе 3. Итак, объем полномочий судебных представителей непосредственно корреспондирует правовому статусу лиц, которых они представляют в административном судопроизводстве (объему полномочий представляемого).

Кроме того, доверитель в тех случаях, когда представительство возникает по его воле, вправе самостоятельно определить, какими полномочиями из имеющихся у него наделить представителя. Полномочия представителя могут быть разделены на две группы: общие и специальные. Часть 1 ст. 56 КАС посвящена общим полномочиям (представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, за исключением указанных в данной статье).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . При этом основные процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле, перечислены в ст.

45 Кодекса. Соответственно, для наделения представителя общими полномочиями отсутствует необходимость их специального указания в доверенности или ином документе. Кроме того, в ч. 1 ст. 56 КАС отражены особенности, возникающие при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя. В этом случае представитель вправе совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия за исключением действий, связанных с: • получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица; • привлечением представляемого лица к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.

Конструкция данной нормы свидетельствует о наличии у представляемого права на участие в судебном заседании совместно с представителем.

Такое правовое регулирование связано с особым процессуальным положением представляемого лица по административным делам. Часть 2 ст. 56 КАС посвящена специальным полномочиям представителя, которые он приобретает лишь в случае, если они прямо оговорены в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе.

физические лица — граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства (независимо от административной процессуальной дееспособности); 2) предприятия, учреждения, организации (юридические лица), которые не являются субъектами властных полномочий; 3) в редких случаях — органы государственной власти, иные государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица, другие субъекты при осуществлении ими властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий (субъекты властных полномочий). Ответчиком является субъект властных полномочий, а в случаях, предусмотренных законом, и другие лица, к которым обращено требование истца (пункт 9 статьи 3 КАСУ).Ответчиком является лицо, которое, по мнению истца, нарушила его право, свободу или интерес и должна устранить это нарушение или его последствия или возместить ущерб. Статья 51 КАСУ определяет основные диспозитивные права сторон в административном процессе дополнительно к соревновательным прав, определенных в статье 49 КАСУ.Эти права отличают их процессуальный статус от статуса других лиц, участвующих в деле.

Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:

  • является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
  • не состоит под опекой или попечительством;
  • имеет высшее юридическое образование;
  • не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).
Читайте также:  Все изменения по УСН с 2023 года

Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).

ВАЖНО! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ).

Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).

Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства.

В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.

При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:

  • на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
  • ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
  • представление встречных требований;
  • подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
  • отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передоверие своих полномочий другому субъекту;
  • подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • оспаривание принятого судом акта;
  • представление исполнительной документации к взысканию;
  • получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме).

Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ).

ВАЖНО! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36).

Суд обязан провести проверку полномочий лиц — участников процесса, а также их представителей и законных представителей (п. 1 ст. 58 КАС РФ). Такая проверка производится посредством исследования документов, подтверждающих личность и полномочия названных субъектов (перечень таких документов был рассмотрен нами выше).

Виды судебного представительства

Представительства бывают разными и различаются в зависимости от оснований. По судопроизводству подразделяются на арбитраж и общую юрисдикцию. В гражданском процессе принято применять критерий способа установления.

Есть представительство, основанное на правовых актах, а также на добровольной основе человека. Профессиональные защитники бывают назначенными или общественными.

При добровольном характере основанием служит добрая воля лица, участвующего в качестве одной из сторон в заседании, то есть представитель соглашается с предлагаемыми ему полномочиями. Иногда «заявителем» служит организация. В качестве основания служит договор, заключенный между соответствующими сторонами.

Также существует представительство законного права. Это наиболее распространенный вариант, если речь идет о несовершеннолетних. Доверенность по административным делам при подобных обстоятельствах не оформляется. Иногда для реализации соответствующего плана требуется административный акт.

Представительство общественного плана предусматривает оформление специальных документов. Например, соглашение о поручении.

Какие полномочия имеет представитель

Представитель в суде по административному делу обладает определенными полномочиями. Их делят на общие и специальные.

К общим относят:

  • сбор необходимой для защиты человека данных;
  • ознакомление с делом;
  • подготовка доказательств и материалов, относящихся к делу (фото, видео, аудио, справок);
  • формирование запросов;
  • участие в судебных прениях.

Есть и специальные полномочия.

К ним относят следующие действия:

  • подпись документации;
  • написание и составление исковых заявлений;
  • подача исков в суд (в том числе, третейский);
  • корректировка выдвинутых требований (отказ или сокращение);
  • обращение с жалобами на судебные постановления;
  • передоверие полномочий;
  • подпись договоров и соглашений;
  • полномочия имущественного характера.

Какие дела суды рассматривают по правилам КАС.

Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.
1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС.
Сюда включаются следующие категории дел:
• об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
• об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
• о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Это дела:
• о прекращении деятельности средств массовой информации;
• о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
• о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
• о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
• об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
• о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
• о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
• иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС.

Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС
КАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.
Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.
Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.
Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст. 42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.
Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.
Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). Такая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).
Как представляется, вместо диплома представитель может представить суду документ о присвоении ученой степени или ученого звания в сфере права. Кроме того, если представитель по делу имеет статус адвоката, то достаточно представить документ, подтверждающий этот статус. Дело в том, что для получения статуса адвоката в силу закона обязательно наличие высшего юридического образования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование. Однако теперь из этого правила есть одно исключение: по делам об оспаривании нормативных правовых актов. По таким делам граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование.
Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке. В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций. Однако до внесения указанных изменений выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).
Когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет.

Субъекты представительства в административном судопроизводстве

Соответственно, по смыслу данной статьи, законные представители, а именно — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом, выступающие в суде в интересах недееспособных граждан, не могут совершать от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым. Поскольку Конституцией Российской Федерации каждому предоставлено равное право «защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45), «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ст. 46), будь то недееспособный гражданин либо гражданин, ограниченный в дееспособности, представляется целесообразным слова «Законные редставители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, ограничениями, предусмотренными федеральными законами» из ч. 3 ст.56 проекта КАС исключить, в отдельной части данной статьи закрепить права законных представителей.

Компаративный анализ норм, регулирующих процессуальный статус законного представителя, в различных процессуальных законах свидетельствует об отсутствии унифицированного подхода данному вопросу. Так, такие процессуальные законы как ГПК РФ и КоАП РФ очень поверхностно дают представление о правах законных представителей в судопроизводстве. Часть 4 ст. 25.3 КоАП РФ содержит оговорку о том, что законные представители «имеют права несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц». В ГПК РФ вообще не содержатся нормы, закрепляющие права и обязанности законного представителя. Можно только в ч. 3 ст. 52 ГПК РФ встретить закрепление за законным представителем возможность «совершать от имени представляемых иц все процессуальные действия, раво совершения которых принадлежит представляемым». Очевидно, что «совершать процессуальные действия» не одно и то же, что «иметь права и нести обязанности». Точно такая же картина в АПК РФ, в закон не включены правила, устанавливающие права и обязанности законного представителя. Не встретим положения, устанавливающие права и обязанности законного представителя, и в новейшем административном законодательстве (речь идет о проекте КАС). Показателен в данном случае пример УПК РФ, где отдельной статьей закреплены права законного представителя в судопроизводстве (ч. 1 ст . 428 УПК РФ). В данной норме, в частности, законному представителю несовершеннолетнего подсудимого предоставлены права: заявлять х одатайства и отводы; давать показания; представлять доказательства; участвовать в прениях сторон; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда ; участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Как было отмечено ранее, административное судопроизводство осуществляется по правилам нескольких процессуальных законов: гражданского процессуального, арбитражного процессуального, законодательства об административных правонарушениях. Соответственно вопросы представительства, закрепленные в данных процессуальных нормативных актах, должны быть унифицированы. Необходимость единообразного правового регулирования административного судопроизводства, в том числе представительства в административном судопроизводстве, обусловлена специфическими ос обенностями процессуальной формы разрешения публично-правовых споров, являющихся основным источником административной судебной юрисдикции. Изложенное позволяет обосновать предложения по единообразному урегулированию вопросов судебного представительства в процессуальных законах, но прежде рассмотрим еще одну категорию представителя – законного представителя юридического лица.

Защиту прав законных интересов юридического лица также осуществляют его законные представители. В соответствии со ст. 48 ГК РФ «дела организаций вду в уд их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. Полномочия органов, ведущих дела организаций, одтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости учредительными документами». Такая трактовка не дает однозначного понимания, кто может выступать в суде в качестве законного представителя юридического лица. Более внятное разъяснение можно встретить в АПК РФ. В ст. 59 АПК РФ отмечено, что «дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии федеральным законом, иным нормативным правовым актом и учредительными документами организаций». Однако и из этого текста нельзя однозначно определить законного представителя. Наиболее удачный вариант содержится в ст. 25.4 КоАП РФ, в соответствии с которой законными представителями юридического лица «являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица». Данная норма позволяет сделать однозначный вывод, то том случае, когда совершение действий представителя обусловлено предписанием закона, речь идет о законном представительстве. Так, к примеру, может выступать законным представителем единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) общества с ограниченной ответственностью, поскольку это предписано Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» , акционерного общества -предписано Федеральным законом Российской Федерации «Об акционерных обществах»1, хозяйственного партнерства – предписано Федеральным законом Российской Федерации «О хозяйственных партнерствах»2, государственных и муниципальных унитарных предприятий – предписано Федеральным законом Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»3 и т.д.

Требования к представителю в административном процессе

Обратите внимание! Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:

  • является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
  • не состоит под опекой или попечительством;
  • имеет высшее юридическое образование;
  • не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей).

Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Стороны-участницы административного судопроизводства

Исходя их всего вышеперечисленного, нужно сказать, что такие участники судопроизводства административного характера, как стороны, могут быть представлены административными:

  • истцами;
  • ответчиками.

Чтобы стать стороной интересующего нас процесса, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью, определяемыми в разрезе ролей, которые будут ими исполняться в суде.

Следует упомянуть, что перечень граждан, которые могут стать истцами по административному делу, намного превышает аналогичный список для производств, проводимых согласно положениям:

  • Гражданско-процессуального Кодекса;
  • Арбитражно-процессуального Кодекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *