Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов

Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.

Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.

Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.

Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.

Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):

  • как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
  • как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.

Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:

  • ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
  • как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.

Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.

При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:

  • должны иметь новый аттестат;
  • должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.

Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.

Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.

Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.

Проверки аудиторских компаний

Аудиторские фирмы также подлежат проверке. Их деятельность контролирует как саморегулируемая организация аудиторов, в которой они состоят, так и Федеральное казначейство.

Так вот теперь результаты проверки, проведенные Федеральным казначейством, могут быть засчитаны как плановые результаты проверки, которую должна осуществить СРО аудиторов.

Установлен четкий регламент взаимодействия между Федеральным казначейством и СРО аудиторов:

  • казначейство и СРО подписывают соглашение о том, чтобы одна из сторон признала результаты полученной проверки и не проводила плановую ревизию;
  • такие алгоритмы взаимозачеты не распространяются на внеплановые проверки, проводимые со стороны СРО;
  • СРО аудиторов может признать только те результаты проверки, которые касаются компанию, проводящих также и обязательный аудит;
  • результаты ревизии могут быть взаимозачтены только в том случае, если проверяют один и тот же отчетный период. Если ревизия со стороны ФК и СРО аудиторов охватывает разные временные периоды, то взаимозачет не возможен.
Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Башкортостане

Интересный момент и по деятельности самой СРО. Те трактовки, которые представлены в Законе, свидетельствуют об одном – останется только одна саморегулирующая организация аудиторов.

И это подтверждается той нормой, что статус СРОК может получить та компания, члены которой в совокупности охватывают более 50% аудиторских услуг. Как минимум, остается 49% охват. Следовательно, создать еще одну организацию подобного рода не получится.

  • Аудиторскую деятельность в ближайшие два года ждут большие изменения. Они связаны и с членством в СРО, и с нахождением в Реестре, и с новыми обязанностями.
  • Введен новый термин «руководитель аудита», а также определены полномочия и требования к нему.
  • Частные аудиторы во многом утрачивают свои полномочия. Права на проведение обязательного аудита перераспределены в пользу аудиторских организаций.
  • Определена минимальная допустимая численность аудиторов, трудящихся на основных местах, для членства в СРО.
  • Теперь аудиторская компания может состоять в нескольких СРО.
  • Иметь интернет-страницу, регулярно обновлять и освещать на ней вопросы совей деятельности — новая обязанность аудиторских фирм.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные приказами Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н, от 30.12.2020 № 335н. В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

В новой статье 5.1 будут определены общественно-значимые организации. Таковыми будут:

  • ПАО;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к торгам, или отчетность которых включается в проспект;
  • кредитные организации, включая головные банковских групп, холдингов;
  • страховые;
  • профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, НПФ, управляющие компании инвестфондов, ПИФов и НПФ;
  • госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации с долей государства от 25%;
  • иные – которые представляют или раскрывают консолидированную отчетность.

Правовое регулирование

В соответствующих правовых и законодательных документах сосредоточены положения по организации аудиторской деятельности, проведению аттестации и повышению квалификации аудиторов. К основным документам, обеспечивающим нормативное регулирование и функционирование системы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся: ГК; НК; Закон о бухгалтерском учете; Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ΦЗ; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н; Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России от 27.05.2010 № 51н; Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Регулирование правовых аспектов

В существующих государственных административных документах находятся правила и нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, переподготовку, дополнительные курсы и также оценку работы аудиторов. К главным протоколам, регулирующим нормативно-правовые аспекты аудиторской деятельности в России, относятся:

  • ГК;
  • НК;
  • Закон о бухгалтерском учете;
  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ΦЗ;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденный приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н;
  • Порядок создания единой аттестационной комиссии, утвержденный приказом Министерства финансов России от 27.05.2010 № 51н;
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Какие доплаты смогут получить пенсионеры в 2023 году. Инфографика

  1. Барыкин Е.А. Аудит эффективности в механизме государственного финансового контроля // Реформы и право. 2008. N 3.
  2. Блауг М. Экономическая теория благосостояния Парето // Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. С. 540 — 561.
  3. Блэк Дж. Экономика / Под общ. ред. И.М. Осадчей // Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М; Весь Мир, 2000.
  4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 895.
  5. Гинзбург Ю.В. Институт финансового контроля в Российской империи: дискуссионные проблемы возникновения // Государственный контроль. 1811 — 2011: Сборник научных трудов, посвященных 200-летию государственного контроля. М., 2011. С. 47.
  6. Грачева Е.Ю. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2009. С. 50.
  7. Грачева Е.Ю. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2013. С. 99.
  8. Грачева Е.Ю. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации, постатейный. М.: Проспект, 2009. С. 50.
  9. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы // Финансы и статистика. М., 2012. С. 143 — 145.
  10. Иванов В.И. Большая советская энциклопедия. БСЭ, 2012.
  11. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Правовая доктрина финансового контроля // Финансовое право. 2014. N 4. С. 14 — 23.
  12. Карепина О.И. Развитие аудита эффективности государственных расходов // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 30.
  13. Кичик К.В. Максимальная и минимальная цена государственного (муниципального) контракта // Право и экономика. 2010. N 7. С. 10.
  14. Комягин Д.Л. Казна и бюджет // Наука. 2014. С. 138.
  15. Матвеенко А.С. Программно-целевой метод бюджетной деятельности: правовая характеристика // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. N 7(145). Серия «Право». Вып. 18. С. 36.
  16. Михеев В.В. Кто и как оценит эффективность бюджетных расходов // Бюджет. 2012. С. 2.
  17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 914.
  18. Пивоев В.М. Краткий словарь философских терминов. Петрозаводск, 2001. С. 30.
  19. Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации // Финансовое право. 2015. N 3. С. 19.
  20. Трубников В.М. Становление финансового контроля в России // Финансовое право. 2013. N 7. С. 3.

Внести в часть 62 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006; 2016, № 1, ст. 28; № 27, ст. 4198; 2017, № 31, ст. 4756; 2018, № 32, ст. 5106; 2019, № 29, ст. 3852; № 30, ст. 4147; 2020, № 44, ст. 6891) следующие изменения:

1) в пункте 1 слова «контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций» заменить словами «реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов»;

2) в пункте 2 слова «контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций» заменить словами «реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов», слова «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности» заменить словами «саморегулируемой организацией аудиторов».

Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4348) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) пункт 1 части 1 после слов «(далее — финансовая организация),» дополнить словами «бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства,»;

б) часть 6 после слов «участника страховой группы» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства»;

2) в статье 7:

а) в части 1:

в пункте 2 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», слова «либо членом ее совета директоров» заменить словами «либо членом их совета директоров»;

в пункте 3 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», слова «ее обязанности» заменить словами «их обязанности»;

Читайте также:  Коснулся колесом разделительной линии: лишат ли прав?

в пункте 4 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», слова «которая была» заменить словами «которые были»;

пункт 5 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства»;

пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6) осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера в финансовой организации, бюро кредитных историй, кредитном рейтинговом агентстве в момент совершения указанными организациями нарушений, за которые у них была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности либо за которое они были исключены из соответствующего реестра (списка), если с даты такого отзыва (аннулирования) или исключения из соответствующего реестра (списка) прошло менее трех лет;»;

в пункте 7 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», слова «ее исключения» заменить словами «их исключения»;

в пункте 8 после слов «финансовой организации,» дополнить словами «бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства,», слова «у которой» заменить словами «у которых», слова «либо которая была» заменить словами «либо которые были»;

пункт 11 после слов «финансовой организации» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства», после слов «финансовой организацией» дополнить словами «, бюро кредитных историй, кредитным рейтинговым агентством»;

в пункте 14 слова «организации, в которой» заменить словами «организации, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства, в которых»;

б) в части 4:

пункт 1 после слов «на финансовом рынке,» дополнить словами «либо бюро кредитных историй,»;

пункт 2 после слов «финансовой организации» дополнить словами «или бюро кредитных историй», после слов «финансовых организаций,» дополнить словами «бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств,».

С чем, по Вашему опыту, связано снижение объемов обязательного аудита и расширение сектора инициативных аудитов?

Снижение объемов обязательного аудита связано, в первую очередь, с внесенными поправками в федеральный закон 307-ФЗ, которые изменили критерии подпадания под обязательный аудит. Вторым фактором, сократившим объем обязательного аудита в денежном выражении, стало кризисное состояние экономики, которое сохраняется последние два года. Бизнес стремится минимизировать расходы, и экономии подвергаются в том числе затраты на проведение обязательных процедур.

Вместе с тем, кризисные времена делают необходимым владение объективной и достоверной информацией о финансовом состоянии бизнеса для принятия управленческих решений. Любая стратегия, и в первую очередь антикризисная, когда решения сопряжены с существенными рисками, требует четкого понимания текущей ситуации в компании. В этой связи возрос спрос клиентов на инициативный аудит, а также аудиты по техническому заданию, направленные на углубленную проверку отдельных элементов отчетности.

Условия рынка и проблемные вопросы предполагаемой реформы

Совершенно очевидно, что рынок аудита в России нуждается в серьезных изменениях, призванных обеспечить повышение качественных характеристик аудиторской деятельности. Однако на сегодняшний день реализация требований Проекта Закона с одной стороны будет способствовать развитию аудита в России, с другой стороны — может вызвать большое количество проблем.

Обратим внимание на некоторые изменения понятийного аппарата Проекта Закона (Таблица 2).

Таблица 2. Характеристика понятийного аппарата Проекта Закона

В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ РЕДАКЦИИ Закона № 307-ФЗ

В НОВОЙ РЕДАКЦИИ Закона № 307-ФЗ

Уполномоченный федеральный орган

Банк России

Совет по аудиторской деятельности

Банк России

Федеральный Закон “Об аудиторской деятельности”, стандарты аудиторской деятельности

Законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности

Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов

Реестр саморегулируемых организаций аудиторов

Внешняя проверка качества работы аудиторской организации

Контроль и надзор за деятельностью аудиторских организаций

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов

Контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов

Перечень общественно-значимых организаций

Статья 5.1 Федерального закона определяет так называемые ОЗО (или «общественно-значимые организации»), которые обязаны выбирать компанию-исполнителя для проведения обязательного аудита каждые пять лет. К ним относят:

  • Публичные акционерные общества;
  • Страховые и банковские группы;
  • Организации, профессионально торгующие ценными бумагами;
  • Корпорации и компании, доля государства в которых составляет более 25%;
  • Клиринговые учреждения, негосударственные пенсионные фонды;
  • Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • Управляющие компании паевого инвестиционного фонда;
  • Прочие, которые предоставляют и/или раскрывают годовую отчётность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *