Приватизация и её социально-экономические последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация и её социально-экономические последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Статистика некоторых результатов приватизации в России

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Приватизация, появившись четверть века назад в арсенале экономической политики Р.Ф. стала предметом активного правотворчества на грани-це финансового, административного и гражданского права. Смена целевой установки приватизации привела к существенному изменению всей конструкции нормативно-правового регулирования приватизационных отношений. Если в начале 1990-х годов законодательство о приватизации выполня-ло функцию правового обеспечения мощных процессов разгосударствле-ния экономики, создания частного сектора экономики и перехода к созданию рыночной экономики в России, то уже в «нулевые» годы, решив задачу по формированию частного сектора российской экономики, государство переходит к использованию приватизации в целях проведения структурных реформ, сокращения бюджетного дефицита, поиска оптимальных форм управления публичной собственностью[28].

Приватизация в России сегодня, конечно же, разительным образом отличается от модели приватизации 1990-х годов, которая вошла в современную российскую историю не только своими масштабами, но и своим «вольным» отношением к законности. Законодательно оформленный переход к новому пониманию приватизации как эффективному инструменту экономической политики был обозначен принятием Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» 2001 г.[29]

Законодательство о приватизации формируется на основе соответствующих положений Конституции РФ. Несмотря на то, что в Конституции отсутствуют нормы, которые были бы посвящены вопросам приватиза-ции непосредственно, ряд конституционных норм по праву может быть отнесен к конституционным принципам законодательства о приватизации. К числу таких конституционных положений следует отнести нормы, гарантирующие саму возможность проведения приватизации[30]:

— во 2 части статьи 8 говорится, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

— в статье 35 говорится что, каждый вправе «иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право частной собственности охраняется законом;

— в части 2 статьи 9 говориться что, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

— в части 1 статьи 36 говориться что, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю;

— в пункте «д» статьи 71 говориться что, управление федеральной государственной собственностью относится к ведению РФ

— в пункте «г» статьи 72 говориться что, вопросы разграничения государственной собственности составляют предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ;

— в пункте «г» части 1 статьи. 114 говориться, что Правительство РФ определено в качестве органа, осуществляющего управление федеральной собственностью;

— в части 1 статьи 130 говориться что, местное самоуправление в РФ призвано обеспечить владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

— в части 1 статьи 132 говориться что, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Следующие сразу за Конституцией РФ в иерархии источников правового регулирования приватизации международные договоры РФ по характеру правового регулирования и частотности использования в правоприменительном процессе не относятся к важным источникам приватизационного права. Они касаются, как правило, самых общих вопросов правового регулирования приватизационных отношений с «вкраплением иностранного элемента»: особого порядка приватизации имущества, расположенного за пределами России, специфики правового регулирования приватизационных отношений с участием иностранцев[31].

Нормы-принципы могут содержаться как в двусторонних соглашениях («Стороны на основе взаимности предоставляют друг другу максимально благоприятные условия для участия в инвестиционных и приватизационных проектах на их территории», — закреплено в статье 10 Договора о стратегическом партнерстве между РФ и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 г.[32], так и в многосторонних договорах, заключенных в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Так, например, в Соглашении о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г.[33] установлено (ст. 17): «Каждая Сторона предоставляет на своей территории в отношении участия в приватизации лицам другой Стороны режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый своим собственным лицам».

Основным регулятором приватизационных отношений должен выступать законодательный акт, который принимается в соответствии с положениями Конституции России и нормами международных договоров РФ. Очевидно, что только законодательным путем может быть установлен порядок отчуждения государственной и муниципальной собственности. Этим определяется ключевое положение законодательства о приватизации в системе нормативно-правового регулирования приватизационных отношений[34].

В свою очередь, законодательство о приватизации формируется на трех уровнях:

— на федеральном уровне (законодательство РФ о приватизации);

— на региональном уровне (законодательство субъекта РФ о приватизации);

— на местном уровне (муниципальные правовые акты органов местного самоуправления о приватизации)[35].

Законодательство России о приватизации (федеральная компонента) включает Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон № 178) и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации[36].

Региональное законодательство состоит из законов субъекта Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с Федеральным законом № 178, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов данного субъекта РФ.

Основанием для формирования муниципального законодательства о приватизации, помимо соответствующих положений Конституции РФ, актов муниципального законодательства, являются положения статьи 4 Федерального закона № 178, в соответствии с которыми приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации[37].

Отдельные законодательные нормы, регулирующие приватизацию, могут содержаться в так называемом непрофильном законодательстве.

Устанавливая соотношение между разными уровнями законодательст-ва о приватизации (федеральным, региональным и местным), а также между законодательством о приватизации и различными непрофильными нормативными правовыми актами, содержащими отдельные приватизационные нормы, законодатель закрепил в ст. 4 Федерального закона № 178: «Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настояще-му Федеральному закону» [38].

Во избежание коллизий законодательных норм частного и публичного права при регулировании приватизационных отношений законодатель установил принцип, позволяющий разграничить сферы действия законодательства о приватизации и гражданского законодательства при регулировании приватизационных отношений: нормы гражданского права применимы для регулирования отношений по отчуждению государственного и муниципального имущества только в том случае, если Федеральный закон № 178 не урегулировал данные отношения. Аналогичная норма, заметим, содержится и в ст. 217 ГК РФ [39].

Приватизация в России проходила в два этапа:

-1 этап чековый (ваучерный), период прохождения с июня 1992 года по 1 июля 1994 года;

— 2 этап денежный, период прохождения с 1 июля 1994 года по настоящее время.

Каждому этапу соответствовали определенные цели. Цели первого этапа: создать необходимые законодательные и организационные условия и механизмы для перехода прав собственности от одних лиц к другим, обеспечить условия для повышения эффективности функционирования российских предприятий, перераспределить и закрепить права частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов, создать конкурентную среду и обеспечить условия для демонополизации народного хозяйства и расширение инвестиционной базы российских предприятий, а также массовое разгосударствление российской экономики формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально-ориентированной рыночной экономики, содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику [67].

Чековая модель приватизации осуществлялась в следующих условиях: Иностранные инвесторы не проявляли ожидаемого интереса к российской приватизации. Масштабы российской экономики вели к проблемам, т.к. избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов. В Р.Ф. не было квалифицированных кадров, которые могли бы решить задачи приватизации государственной собственности. В Р.Ф. на то время насчитывалось примерно 248 тысяч государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, которые позволили бы провести разгосударствление в короткие сроки[68].

Именно эти условия и определили характерные черты приватизации в России, например: форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации; жесткие стандартные процедуры, которые контролировались работниками государственных органов среднего уровня квалификации и обеспечивали массовый характер приватизации; компенсация необходимых финансовых средств за счет бесплатной раздачи государственной собственности или продажи ее по низким ценам[69].

Необходимо отметить, что российская приватизация заметно отличается от западной. Задачи разгосударствления были более масштабными и глубокими, т.к. помимо создания новой структуры, приватизация должна была сформировать новый класс частных собственников.

Для законодательного обеспечения приватизации в короткие сроки была разработана правовая база, включающая в себя Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Р.Ф.», государственные программы приватизации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и распоряжения Госкомимущества России.

Дальнейшее развитие приватизации на 1992 год было определено Государственной программой приватизации муниципальных и государственных предприятий в РФ. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аренду с правом выкупа, аукцион, акционирование, коммерческий конкурс.

Приватизационные чеки- это основной инструмент чекового этапа. Они выдавались всем гражданам Р.Ф. без ограничений по месту жительства, полу и возрасту. В итоге получилось, что выдано было 146,064 миллионов приватизационных чеков[70]. Чек давал возможность участвовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 миллионов приватизационных чеков) и продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков), а также можно было использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия.

На основе этого более 40 миллионов граждан РФ стали акционера-ми чековых инвестиционных фондов или акционерных обществ. Практически все население страны участвовало в чековом этапе приватизации. Акционирование с помощью приватизационных чеков (ваучеров) позволяло привлекать крупные иностранные капиталы. Приток иностранного капитала нарастал и уже достиг 10% от объема всех инвестиций в приватизируе-мые объекты. Зарубежные предприниматели уже вложили в приватизацию российских предприятий 2 млрд долл[71]. Первый этап приватизации в РФ был закончен ваучерной приватизацией.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Башкортостане

В результате ваучерной приватизации право собственности и хозяйствования сосредоточилось в российской экономике в руках трудовых коллективов и директоратов. На начало июля 1994 года пакет акций приватизированных предприятий распределился следующим образом: государство — 14,1 %, трудовой коллектив – 52 %, крупные внешние инвесторы — 11,5 %, фабрично-заводская администрация — 14,2 %, мелкие акционеры — 8,2 %. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры — около 66 %, аутсайдеры – 20 %, государство — 14,1 %[72]. В конце ваучерного этапа было приватизировано 40 % общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн акционеров.

Результат этого этапа — существенное разгосударствление экономики, т.к. наибольшая часть объектов малой приватизации стала частной, а к концу 1994 года было приватизировано уже свыше 110 тысяч предприятий[73].

В связи с не решением на этом этапе задачи передачи предприятий в руки собственников, заметного повышения эффективности производства чековая приватизация не обеспечила.

Так же не была достигнута и главная цель этапа — привлечение в российскую экономику иностранных инвестиций. В частности, к концу 1993 года иностранные инвестиции в Р.Ф. составили в целом менее 2,7 миллиардов долларов, а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 миллионов долларов[74]. Причиной являлись просчеты в организации приватизации, среди них можно назвать законодательную неопределенность положения иностранного инвестора, которая присутствовала в ходе приватизации и вынуждала большую часть иностранных инвесторов действовать через посредников, это очень затрудняло их прямое участие в процессе приватизации, трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии.

Официальное начало денежного этапа датировано 1 июля 1994 года. Его главной целью был переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников[75].

Перед этим этапом ставилось 3 главные задачи:

1) Формирование инвесторов, которые владели бы значительными пакетами акций.

2) Обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, которые являлись необходимыми для их структурной перестройки;

3) Пополнение госбюджета[76].

Характерная черта этого этапа — это направленность на переход от бесплатной раздачи собственности к ее продаже. Для того, чтобы привлечь инвесторов, предполагалось на денежные аукционы выставлять крупные пакеты акций.

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Понятие приватизации. Виды приватизации

В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются.

Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную.

В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, который ведет к увеличению вклада частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества — она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

Результаты приватизации в России 1990-х.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».

Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Годы
1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М.: 2004. С. 331.

Понятие и сущность приватизации

Существуют различные модели приватизации, некоторые из которых могут рассматриваться даже как альтернативные, поскольку каждая из них может посвоему способствовать достижению одной и той же цели.

Можно выделить несколько независимых целей, которые стоят перед конкретной программой приватизации. Например, решить вопрос доступа или расширения доступа к капиталу. Каким методом можно решить этот вопрос? Скорее всего через продажу внешним инвестором или просто новым владельцем. Новый владелец и должен обеспечить приток капитала в предприятие. Новый владелец затратил деньги на приобретение собственности и должен их окупить. Это один из основных стимулов привлечения капитала. Обеспечит ли это одновременно решение задачи увеличения поступлений в бюджет? Да, конечно, причем дважды. Первое поступление разовое от продажи собственности. Второе постепенное, в виде налогов от прибыльно работающего предприятия.

Как правило, новый владелец устанавливает и более эффективную схему корпоративного управления, назначает новых менеджеров и контролирует их действия, тщательно следит за курсом акций своего предприятия.

Однако можно ли при таком способе приватизации добиться увеличения справедливости? Как правило, нет, особенно на первом этапе, когда новый владелец приступает к селекции кадрового состава предприятия.

Остается под вопросом и такая цель, как скорость осуществления приватизации, поскольку вопросы продажи внешнему владельцу должны решаться целенаправленно, подразумевая тщательную подготовку и разработку индивидуального плана для каждого предприятия, особенно крупного.

Скорости же в проведении приватизации можно добиться, если обеспечить возможность выкупа предприятия работниками и администрацией. При этом достигается цель улучшения корпоративного управления и вероятно выполнение некоторых условий увеличения справедливости. Но, как правило, такое «умиротворение» носит временный характер, по крайней мере до тех пор пока собственность в результате ее концентрации не перераспределилась и не осела в руках узкой группы акционеров. Расширение же доступа к капиталу, привлечение инвестиций при выкупе работниками (трудовыми коллективами) практически не достижимо.

Итак, выделим основные цели приватизации, которые ставят перед собой разные страны в разные периоды осуществления экономических реформ. Прежде всего для стран переходной экономики цель приватизации состоит в обеспечении базовых условий для функционирования рыночной системы. В этом случае приватизация устанавливает первоначальные права частной собственности.

Задачами приватизации тогда являются:

а) обеспечение стабильности новой системы отношений собственности и б) формирование устойчивой структуры прав собственности, а также в) повышение экономической эффективности хозяйствования.

В обычном понимании, для любой другой страны общие цели могут рассматриваться локально, например:

o улучшение корпоративного управления;

o расширение доступа к капиталу;

o увеличение поступлений в бюджет;

o увеличение справедливости.

Основные способы приватизации, применяемые во всем мире, приведены в табл.1.

Таблица 1.

Наиболее общие способы приватизации, применяемые в мировой практике

Прямая продажа действующих государственных предприятий

o путем публичного предложения

o в случае отсутствия конкурсности

Частичная продажа после предварительного акционирования (начальная приватизация)

o через аукционы, в том числе специализированные, допускающие участие в покупке не только компаний, но и населения

o по конкурсу (участники предлагают свои условия, как правило,
закрыто друг от друга, а конкурсная комиссия выбирает наиболее
выгодный для государства вариант, причем не только по финансовым условиям, но и, например, по социальным последствиям)

o путем внесения имущества в качества вклада в уставные капиталы тех вновь создаваемых ОАО, которые создаются на более
широкой основе, чем отдельное действующее предприятие

Выкуп государственных предприятий их работникам и менеджментом

Всеобщая ваучерная приватизация

Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в АО, 100% акций которых остаются в собственности государства (муниципального органа управления)

Кроме того, следует иметь в виду, что в любой стране, особенно в преддверии крупных институциональных изменений, возможна спонтанная приватизация, или стихийная, не регулируемая специальным законодательством, но происходящая практически (ярким примером может служить скрытая приватизация земли в России).

Каких результатов ждут от приватизации на разных этапах? Как правило, страны переходной экономики проходят следующие этапы системных преобразований.

На первом этапе достигаются идеологические и политические
результаты. К идеологическим относится прежде всего реанимация
института частной собственности.

Приватизация в развитых капиталистических странах

Какие факторы вызывают дисбаланс в экономике? К ним относятся, во-первых, новый виток научного прогресса, который в середине XX века перерос в научно-техническую революцию, характеризующуюся переходом к сложным наукоемким технологиям — информационно- и ресурсосберегающим, биотехнологиям, генной инженерии, новым композитным материалам и так далее.

Второй фактор, который является прямым следствием первого, — это несоответствие между производительными силами и сложившимися производственными отношениями в ведущих капиталистических странах, которые уже возникли к этому времени. В послевоенные годы в ряде капиталистических стран — Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позднее в США и Японии — широко проводилась национализация промышленности, банковского дела и транспорта. Началась национализация экономики. На определенном этапе эти меры способствовали экономическому развитию и благосостоянию людей, а также росту производства.

Пионер приватизации, Великобритания, предложил следующие формы приватизации: Продажа и свободное распределение акций; заключение договоров на оказание услуг; продажа социального жилья нанимателям; отказ от государственной монополии для развития конкуренции. Мировой опыт насчитывает 22 различных способа передачи государственной собственности и ее функций, полностью или частично, частному сектору.

Николас Ридли — главный архитектор и популяризатор британской программы приватизации утверждал, что приватизация на самом деле является средством повышения эффективности экономики, поскольку государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя.

Читайте также:  Получить гражданство РФ в 2023 году

Основной причиной приватизации в Великобритании, как и в других странах, была реальная или предполагаемая неэффективность государственных предприятий — низкая производительность труда, высокая капиталоемкость, низкая рентабельность, чрезмерные затраты.

Заявленной основной целью приватизации было повышение эффективности предприятий. По сути, это должно было быть достигнуто путем освобождения их от государственной ответственности и включения их в конкурентную среду.

Второй важнейшей целью приватизации было увеличение числа индивидуальных акционеров и превращение британского общества в демократию собственников через владение акциями, покупку жилья и т.д. Помимо этих двух целей, существовал и ряд относительно второстепенных — сокращение потребностей государственного сектора в заемных средствах, ослабление экономической и политической мощи профсоюзов и получение политических преимуществ.

Долгое время термин приватизация приравнивался к продаже государственных предприятий и имущества. Первое широко распространенное объяснение концепции безвозмездной приватизации было дано в редакционной статье газеты Times в 1968 году. В нем, в частности, говорилось, что поскольку владельцы государственных предприятий являются гражданами всей страны, каждый избиратель владеет определенной долей государственной собственности. Исходя из этого понимания, приватизация была задумана как превращение каждого гражданина из формального собственника в реального владельца путем сдачи акций.

Например, в Великобритании в 1980-х годах были распроданы 16 из 51 государственного предприятия, в результате чего число работников в государственном секторе сократилось с 2 миллионов до 700 тысяч человек. Покупателями акций приватизированных компаний были в основном финансовые учреждения (банки, страховые компании). Индивидуальные инвесторы получили чуть более 20% всех акций. Для работников приватизированных предприятий были созданы некоторые привилегии. Например, при продаже акций Британской гидроэлектростанции каждый сотрудник этой компании получил 52 бесплатные акции и, кроме того, за каждую купленную акцию выдавалось две бесплатные акции. В общей сложности число акционеров в Великобритании выросло до 11 миллионов человек — 24% взрослого населения.

Несмотря на свою решимость провести кампанию приватизации как можно быстрее, консерваторы совершенно не капитулировали. Под давлением ряда обстоятельств они решили, вопреки своим чаяниям, растянуть процесс приватизации на более длительный срок.

Отличительной особенностью приватизации в Великобритании была приватизация естественных монополий, т.е. коммунальных предприятий. Естественная или несводимая монополия предопределена технологией — экономией от масштаба и наличием сетевых структур — газопроводов, телефонных и электрических линий, железных дорог.

Возможно, важность процесса приватизации в таких странах, как Великобритания, сильно переоценивается. Это не привело к кардинальным изменениям в британском обществе. Рост экономического индивидуализма — корыстный аргумент — был лишь отчасти результатом приватизации. Наиболее заметным результатом стало увеличение числа индивидуальных акционеров.

Программа приватизации во Франции была рассчитана на пять лет и охватывала 65 компаний. Реализация началась в 1986 году, сразу после прихода к власти правительства Ширака, и была прервана в 1988 году возвращением социалистов после победы на президентских выборах и смены парламентского большинства.

В результате за 14 месяцев 1986-1988 годов было приватизировано 15 крупных компаний. Среди них: две крупные финансовые холдинговые компании, Pariba и Suez; крупнейшие банки; три средних банка, страховая компания и др.

Чтобы понять масштаб проводимых мероприятий, следует сравнить их с британской приватизацией, которую часто принимают за образец решительности и последовательности государственной политики. В 1979-1985 годах в Великобритании было приватизировано 20 государственных предприятий на сумму 7,5 млрд. фунтов стерлингов, что эквивалентно чуть более 80 млрд. франков.

Процесс приватизации проходил по следующей схеме: иностранные инвесторы — не более 20% капитала, так называемые стабильные акционеры — 15-30%, персонал приватизируемых компаний — 10% от предложенного капитала; остальные средства поступали из предложения открытого рынка, т.е. долгов, реализованных на французских финансовых рынках.

Главный урок французского опыта заключается в том, что приватизация — это процесс, организованный сверху. Другими словами, приватизация — это экономическая политика государства. Это означает, что приоритет целей приватизации в подлинном смысле этого слова над краткосрочными проблемами, какими бы важными эти эффекты ни были, является существенным для успеха этой политики.

Приватизация в постсоциалистических странах

Приватизация стала ключевым словом в процессе мощного социального, политического и экономического обновления постсоциалистического мира, начавшегося роковой осенью 1989 года. Все попытки улучшить, перестроить социалистическую экономическую систему, затянувшиеся на годы и даже десятилетия, только укрепляли убежденность в ее принципиальной нереформируемости. Изменение социально-экономической модели, наряду с радикальными реформами политической системы, потребовало глубокой перестройки отношений собственности.

В результате сценарии рыночных либеральных реформ всех стран Восточной Европы развивались в соответствии с «шоковым вариантом», наиболее последовательно в Польше. Сходство основных этапов реформы в странах объясняется объективной закономерностью трансформации системы. Этап финансовой и экономической стабилизации во всех странах был первым этапом реформ. Во всех постсоциалистических странах, включая Россию, «шоковый вариант» реформы начинался с разблокирования цен, за которым следовала приватизация. Иначе и быть не могло, потому что нельзя продать имущество, не оценив его, а оценить его невозможно без нормальной финансово-экономической среды.

Основными процессами, развитие которых определяет ход реформ, выбор их тактических шагов и общую стратегию, являются, как показывает опыт всех стран Восточной Европы, сдерживание инфляции (которая, естественно, прорывается после отпуска цен), противодействие или предотвращение спада производства в большинстве секторов экономики, начало широкомасштабной приватизации.

После первоначального скачка цен рост цен замедляется и может оставаться довольно умеренным в течение некоторого времени (так было в Польше). В этом случае рост денежных доходов можно «сдерживать», чтобы не допустить повторного «разогрева» инфляции разными способами, и подход к реформам имеет значение. В Польше, в полном соответствии с требованиями МВФ, была принята жесткая структура сдерживания денежных доходов домохозяйств и корпоративной ликвидности, которая уже была опробована в других странах мира. Последующий анализ показал, что это было ошибкой, поскольку падение доходов привело к падению продаж и последующему падению производства.

Основой для приватизации в Польше послужил закон, принятый в июле 1990 года. В соответствии с этим законом было создано Министерство реформы собственности (МРС), которое очень быстро осуществило «малую приватизацию» в торговле и коммунальном хозяйстве. Она охватывала около 60 000 предприятий (ранее в основном находившихся под контролем местных властей), которые были проданы или переданы в аренду частному сектору в 1990-1991 годах. Кроме того, с самого начала было создано несколько сотен тысяч новых частных предприятий в сфере торговли и услуг.

К 1993 году около 70% розничной торговли находилось в частных руках. Автомобильные грузовые перевозки были в значительной степени приватизированы. Внешняя торговля и строительство были быстро приватизированы. Приватизации экономики также способствовало создание 1312 совместных предприятий иностранными и польскими фирмами. В сельском хозяйстве около 75% производства уже давно обеспечивается частным сектором.

По сравнению с другими странами с переходной экономикой, Венгрия провела приватизацию в целом в более благоприятных экономических, политических и социальных условиях.

Важным фактором, создавшим условия для довольно быстрого и успешного начала приватизации в Венгрии, была довольно высокая степень готовности экономики и общества к рациональным изменениям. В 1988 году был принят Закон об экономических объединениях, по сути, новая экономическая конституция, а затем Закон о преобразовании государственных предприятий, Закон об иностранных инвестициях, Закон о ценных бумагах и Закон о фондовой бирже. В 1990-1991 годах 25% всей государственной собственности в Венгрии было приватизировано (из них 7% перешло в частные руки, особенно в собственность иностранных фирм, а 18% — в акции различных компаний и предприятий).

  1. Глинкина, С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность / С.П. Глинкина. — Москва, 2006.
  2. Государственная программа приватизации. 1999.
  3. Государственная программа разгосударствления и приватизации /, 2006.
  4. Макроэкономика : учебник / А.В. Бондарь; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. — Минск: БГЭУ, 2007.- 415 с.
  5. Положение об оценке объектов государственной собственности. 2001.
  6. Приватизация в производственной и социальной сфере. Зарубежный опыт / Москва, 2005.
  7. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебный модуль. — Москва: МЭСИ, 2008. — 286 с.

Основные методы приватизации

Существует два основных метода, посредством которых проводятся приватизационные действия:

  • На возмездной основе (процесс выкупа имущества за установленную стоимость);
  • Безвозмездная (бесплатная передача).

Бесплатная передача проводится в виде процесса передачи коллективу (работникам предприятия) имущества в право собственности, или же в виде предоставления приватизационных чеков гражданам страны.

Возмездная приватизация предполагает полноценный процесс смены собственника. При этом в обязательном порядке происходит антинфляция, так как бюджет наполняется средствами, полученными от таких сделок. Но, существует вероятность, что проведение всех действий может затянуться на весьма значительное количество времени, так как у населения может просто не быть необходимой суммы средств для выкупа, кроме того, существуют схемы, когда имущество попадает в руки структур криминального формата.

Приватизация безвозмездного типа предполагает под собой простой и достаточно быстрый процесс распределения государственного имущества. Посредством таких действий количество собственников увеличивается. В тоже время существует и весьма существенный недостаток: безвозмездная передача не порождает у работников чувства собственности, они продолжают считать себя наемными работниками на приватизированных ими же предприятиях.

Частная классификация методов приватизации:

  • Продажа открытого типа;
  • Приобретение имущества работниками;
  • Приватизация массового характера посредством чеков;
  • Реституция – процесс возвращения имущества владельцам законного порядка или же их наследникам.
  • Процесс реализации имущества гражданского типа при помощи различных аукционов и конкурсов существует в Европе довольно давно. В нашей же стране процедура приватизации стала активной во второй половине 1990 годов, в начале 90-х преобладал метод выкупа предприятий менеджерами и работниками.

На ранних этапах экономических реформ в Чехии, Словакии и России использовался метод приватизации на основании ваучеров (такой метод действовал и в других странах СНГ). Процессы реституции чаще использовались в странах Балтики и в Европе.

Самые крупные предприятия приватизировались посредством передачи коллективам части акций, основная же часть акций скупалась частными лицами.

Формы и методы в современной России

Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

  • Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
  • Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
  • Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
  • Конкурсная продажа.
  • Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
  • Продажа через публичное предложение.
  • Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
  • Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
  • Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.

Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

  1. Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
  2. Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
  3. Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.
Читайте также:  Льготы РЖД для пенсионеров в 2023 году

Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Сущность приватизационных процессов

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

Концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Способы приватизации

Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.

Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

Приватизация основных фондов государства предполагает переход их из собственности государства в собственность физических или юридических лиц. Массовая приватизация была необходима при переходе на рыночную экономику. Ныне этот процесс происходит планово, небольшими траншами. Цель: получение дополнительных денежных средств в бюджет государства.

Приватизация квартиры или дома, в котором проживает гражданин по договору социального найма и земельных участков, выделенных гражданам государством до 2001 года, не является обязательной. Но это необходимо, если гражданин имеет намерение продать, подарить, завещать или поменять свое имущество.

На сегодняшний день (декабрь 2018 года) приватизация бесплатна при условии, что конкретный гражданин еще не использовал свое право на однократную безвозмездную приватизацию.

Нельзя согласиться с положением о том, что в России в результате реформ государство устранилось из экономики. Это не устранение , а нечто иное.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование.

На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. Вопрос о преобразовании отношений собственности является актуальным и в наше время.

Стремясь избежать непредсказуемого развития событий, большинство государств высшего и среднего эшелонов развивающегося мира избрало, условно говоря, «мягкую приватизацию». Так, в Турции, где на государственные предприятия приходилось почти 2/3 промышленного производства, главным методом приватизации стало степенное акционирование.

В процессе paзвития экoнoмики вoзникают перехoдные сoстoяния, в кoтoрoм происходит борьба старой и новой экономики. Именно это состояние является причиной неустойчивости и нестабильности системы. Такого состояния не избежала и Россия. Этот состояние застало Рoссийскую экономику на выходе из oсoбoй экономической системы планoвo-централизoванного типa.

В настоящее время очень важен вопрос приватизации земли, и в то же время все более актуальной становится проблема возврата части государственной и муниципальной собственности, переданной в частные руки, которая включает в себя разработку и принятие закона о национализации и муниципализации.

В планах ведомства — до 2008 года приватизировать госимущество, которое не обеспечивает необходимые госфункции, а также продажа пакетов акций акционерных обществ, доля участия государства в которых «не обеспечивает эффективного влияния в управлении».
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю.

Права собственности, приватизация и национализация в России

Социологические опросы, проведенные в России в 2006 году, показывают, что результаты приватизации госсобственности, проведенной в 1990-ые годы, устраивают лишь 14% опрошенных. В то же время 29% высказались за полный пересмотр результатов, а еще 28% считают необходимым пересмотреть приватизацию крупнейших предприятий и основных секторов экономики страны.

Очевидно, что ельцинская приватизация популярностью в народе не пользуется. Аналогичная картина наблюдается, впрочем, и в других постсоциалистических странах, население которых также недовольно результатами продажи государственных активов в 90-ые годы.

Авторы книги задались целью ответить на вопрос: неужели приватизация и правда была ошибкой и предприятия должны были оставаться в государственной собственности? Или же проблема не в приватизации как таковой, но в тех методах, которые использовались при ее реализации? Ведь как подчеркивают исследователи, отношение к частному бизнесу как таковому у населения значительно лучше, чем к приватизации.

Первый раздел книги отвечает на вопрос, в какой мере необходимость приватизации была обоснована теми публичными заявлениями, которые делали тогдашние лидеры страны. Имеет ли приватизация какой-то общественный смысл или она неизбежно ведет к обогащению небольшой группы лиц за счет интересов остальных?

Однозначного ответа на этот вопросы авторы не дают. Если мыслить эту проблем в чисто экономических категориях, то ответ зависит от типа производимых благ и режима защиты собственности. Однако, как показано в исследовании, в действительности причины приватизации и национализации зачастую лежат за рамками экономической целесообразности. Например, в условиях острого политического противостояния они могут быть обусловлены стремлением одной из противоборствующих сторон радикально изменить структуру общества, лишить противника широкой общественной поддержки. Типичный пример – массовая национализация после октября 1917 года. Российские реформаторы образца начала 90-ых годов также говорили о наличии подобных причин.

Национализация и приватизация

Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов. Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности.

Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы. Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *