Ставка налога на прибыль организации в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка налога на прибыль организации в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налог на прибыль — это налог, которым облагается прибыль организации, т.е. разница между доходами предприятия и его расходами. Доходом при расчете признается вся выручка компании по основной и по дополнительной деятельности. Из этой суммы исключается уставный капитал, суммы экономии на процентах, залоговое имущество. Полный список исключений приведен в ст. 251 НК РФ.

Дата определения доходов и расходов

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.

Пункт 1 ст. 284 НК РФ

Положение

Ставка налога до 2017 года

Ставка налога в период 2017 – 2024 годов

Абзац 2

Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет

2%

3%

Абзац 3

Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ

18%

17%

Плательщики налога на прибыль в 2022 году

Плательщиками налога на прибыль являются:

  • российские компании;
  • иностранные компании, которые получают доходы в РФ и работают через постоянные представительства.

Также налог на прибыль удерживают налоговые агенты — с доходов иностранных компаний, не открывавших в РФ представительств. К примеру, этими налоговыми агентами являются:

  • российские юрлица;
  • ИП.

Налог на прибыль не уплачивают:

  • налогоплательщики, применяющие УСН и ЕСХН, т.к. они уплачивают другие налоги;
  • резиденты «Сколково», поскольку их прибыль освобождена от налогообложения.

Что такое налог на прибыль?

Расходами при расчете налога на прибыль признаются все затраты предприятия, которые имеют документальное подтверждение: расходы на основную и дополнительную деятельности, на оплату труда работников, суммы амортизации. Исключением являются выплаченные дивиденды, отчисления на добровольное страхование и негосударственное пенсионное страхование, погашение штрафов и пеней, суммы материальной помощи работникам и т. д. Полный перечень исключений указан в ст. 270 НК РФ. Сколько налога нужно платить, какие доходы и расходы учитывать, разъясняется в главе 25 НК РФ.

Правила расчета налога на прибыль

Прежде всего, важно разобраться в том, кто считается налогоплательщиком. Обязаны платить налог на прибыль, в соответствии со ст. 246 НК РФ, следующие компании:

  • организации РФ;
  • предприятия с участием иностранного капитала, которые работают на территории РФ или признаются налоговыми агентами России.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль (ст. 246.1, 284.1, 284.5 НК РФ):

  • организации, которые выбрали льготные режимы УСН, ЕНВД, ЕСХН;
  • компании, занимающиеся игорным бизнесом;
  • предприятия-участники проекта «Сколково»;
  • ряд медицинских учреждений;
  • компании, которые работают в сфере социального обеспечения.
Читайте также:  Кто может не применять ККТ после 1 июля 2021 года

Сколько налога на прибыль надо платить? С 2019 года ставка для большинства предприятий составляет 20%:

  • 2% в федеральный бюджет (3% до 2024 года);
  • 18% в региональный бюджет (17% до 2024 года).

Сколько же процентов налога на прибыль платят отдельные категории налогоплательщиков? Пониженные ставки утверждены ст. 284 НК РФ для участников особых экономических зон, инвестиционных проектов, для организаций-учредителей по полученным дивидендам.

Расходы и доходы организации

Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.

При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сборов и пр. Для подтверждения необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.

Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и пр.). Расходы бывают и косвенными, например траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки надо экономически подтвердить и обосновать документально.

Распределение ставок в госбюджет по налогу на прибыль в 2020 году

Базовая ставка по данному налогу оставлена законодателями неизменной. Юридическим лицам надлежит отчислять суммарный налог на прибыль по стандартной ставке 20%, из которых 17% уплачиваются в региональный бюджет государства, а 3% — в федеральный. Обратите внимание! Без распределения по бюджетам налогом 20% облагается прибыль категории организаций, задействованных в добыче углеводородного сырья и разработке новых морских месторождений. В этом случае сумма налога полностью отчисляется в казну федерального бюджета. Особенности распределения и применения ставок регулирует статья 284 Налогового Кодекса РФ. Также для отдельных категорий плательщиков предусматриваются льготные ставки.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020.

В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395‑ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210‑ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение в этом году исчисляет налог на прибыль по ставке 0 %, то при желании и наличии оснований оно может продолжить это делать и в 2020 году. При этом представлять заявление в налоговый орган не нужно.

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, преду­смотренных ст. 284.5 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464‑ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210‑ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Читайте также:  Обязательный аудит за 2022 и 2023г.

По состоянию на 2017 г. все организации на общей системе налогообложения обязаны оплачивать налог прибыль, ставка которого составляет 20%. Поскольку этот вид сбора относится исключительно к юрлицам, ИП и физлица освобождены от его оплаты.

Таблица 1. Разновидности налогоплательщиков

Оплачивают налог Освобождены от уплаты
Все российские компании, за небольшим исключением. Компании, использующие спецрежимы — УСН, ЕНВД, ЕСХН или чья сфера деятельности относится к игорной.
Иностранные компании, функционирующие с помощью представительств в России. Компании, бизнес которых связан с мировым чемпионатом по футболу в 2018 г.

Формирование и представление декларации по налогу на прибыль

Налог на прибыль – это федеральный налог, величина которого прямо зависит от финансовых результатов деятельности, т.е. от полученной прибыли организации.

Налог на прибыль организаций устанавливается главой 25 НК РФ и является обязательным к уплате на всей территории РФ.

Не являются плательщиками следующие организации:

  • участники проекта «Инновационный центр «Сколково»,
  • иностранные организаторы XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи,
  • организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в соответствии со ст. 3.1 ФЗ от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ),
  • FIFA и дочерние организации FIFA, а также конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA (в соответствии с ФЗ от 07.06.2013 № 108-ФЗ).

Также не платят налог на прибыль налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес.

Для разных налогоплательщиков объектом налогообложения могут являться разные категории доходов:

Российские организации Иностранные организации
осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство иные
Доходы минус расходы Доходы представительства минус расходы представительства Доходы, полученные в РФ

Для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков налог на прибыль исчисляется исходя из величины совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящейся на данного участника.

Обязанность заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта налогообложения нет, уплачивать налог организация не обязана.

Налоговая база – это прибыль, подлежащая налогообложению.

Бухгалтерская проводка начисления налога на прибыль

Для расчетов по налогам и сборам используется счет 68. В нем для начисления прибыли выделяется субсчет, в котором производится аналитическая разбивка (в федеральный и местный бюджет).

Налог на прибыль по итогам года вносится нарастающим итогом – от очередного начисленного авансового платежа отнимается предыдущий, уже оплаченный и указанный в первом разделе декларации.

Проводка выглядит следующим образом: Дт68 – Кт51.

Более подробно последовательность приведена в таблице:

Дт Кт Пояснение
99 («прибыли и убытки») 68 («расчеты с бюджетом») Начисление налога на прибыль
68 (субсчет «налог на прибыль) 51 (р/с) Перечисление в бюджет авансового платежа

Эти проводки повторяются при завершении каждого отчетного периода и по итогам года, когда окончательно оплачивается налог на прибыль.

Бухгалтерские проводки при учете

Начисление налога на прибыль и уплата его в бюджет бюджетными учреждениями отражается проводками, указанными в таблице.

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Начислен налог на прибыль организации:
● с доходов от продажи нефинансовых активов 2.401.10.172 2.303.03.730
● с доходов от аренды 2.401.10.120
● с доходов от платных работ/услуг 2.401.10.130
● с других доходов (к примеру, с безвозмездных поступлений) 2.401.10.180
Уплачен налог на прибыль в бюджет 2.303.03.830 2.201.11.610
Уменьшение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 130 или 180 — в зависимости от учетной политики предприятия)

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?

Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.

Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:

  • обоснованы и экономически оправданы,
  • подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
  • возникли в рамках коммерческой деятельности.

Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.

Читайте также:  Стоимость услуг нотариуса при оформлении наследства

Если пять регионов приносят бюджетной системе России 47,6% всех налогов, а 10 регионов — уже 61,5%, то далее, среди оставшихся регионов, концентрация сборов сокращается еще сильнее, и размеры налоговых поступлений все меньше отличаются друг от друга. В абсолютном большинстве регионов, 64 из 85, размер налоговых сборов не превысил 1% от общероссийской суммы.

Самые скромные налоговые отчисления были собраны на территории Ингушетии (0,02% от общероссийских сборов, или 5,9 миллиарда рублей), Еврейской автономной области (0,03%, или 7,4 миллиарда рублей), Тывы (0,03%, или 8,3 миллиарда рублей), Калмыкии (0,04%, или 10,3 миллиарда рублей), Республики Алтай (0,04%, или 11,1 миллиарда рублей), Карачаево-Черкесии (0,04%, или 11,4), Кабардино-Балкарии (0,06%, или 17,8 миллиарда рублей), Северной Осетии (0,07%, или 19,9 миллиарда рублей), Чукотки (0,07%, или 20,2 миллиарда рублей) и Чечни (0,08%, или 21,7 миллиарда рублей).

Ставки налога на прибыль

Размер ставки налога на прибыль, которую следует применять для расчета налога, различается в зависимости от вида осуществляемой деятельности:

– прибыль организаций, если иное не установлено ст. 184 НК, – ставка 18% (п.п. 1 и 10 ст. 184 НК);

– прибыль научно-технологических парков (НТП), центров трансфера технологий и резидентов НТП – 10% (п. 2 ст. 184 НК);

– прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Совмином, – 5% (п. 3 ст. 184 НК);

– прибыль банков и страховых организаций – 25% (п. 4 ст. 184 НК);

– прибыль коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от микрофинансовой деятельности, – 30%;

– прибыль, полученная форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, – 25% (п. 9 ст. 184 НК);

– прибыль операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории РБ – 30%;

– у резидентов ПВТ – 9%.

Льготы по налогу на прибыль

Льготы по налогу на прибыль предоставляются отдельным категориям плательщиков и предусмотрены (ст. 35 НК):

– НК;

– иными актами налогового законодательства;

– международными договорами РБ.

Налоговые льготы по налогу на прибыль устанавливаются в виде (п. 2 ст. 35 НК):

– освобождения от налога;

– дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога;

– пониженных ставок по сравнению с общеустановленными;

– возмещения суммы уплаченного налога;

– в ином виде, установленном Президентом РБ.

Плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 4 ст. 35 НК).

Льготы по налогу на прибыль установлены ст. 181 НК. Вместе с тем отдельные вопросы налоговых льгот регулируются декретами и указами Президента РБ. В ряде случаев они носят индивидуальный характер.

Экономическая реальность

Случившийся экономический кризис реально показал проблемы в структуре экономики страны. ВВП перестал расти в связи с обращением цен на нефтяном рынке и завышении кредитных ставок. Но, даже несмотря на то, что кризис закончился, экономике страны необходимы реформы и новшества. Для привлечения инвесторов чиновники решили модернизировать и налоговую сферу, чтобы сделать её более привлекательной для новых инвестиций.

Федеральный бюджет не наполняется, да и ситуация в регионах продолжает ухудшаться. Большинство региональных бюджетов остаются дефицитными и финансируют себя только за счет государственных дотаций. Если ситуация продолжит развиваться в этом духе многие регионы станут «недееспособными», а это может привести к дефолту.

Если реформировать налоговую систему это поднимет её конкурентоспособность. По словам чиновников, планируется пересмотреть политику налоговых льгот и улучшить финансовую помощь.

Налоговая реформа может коснуться и налога на прибыль. В первую очередь это повлечет за собой пересмотр финансирования бюджетов. Федеральному бюджету будет отведено больше отчислений. Из-за этого региональным бюджетам придется повышать свою работоспособность, чтобы находить денежные средства и продолжать оставаться на плаву.

По мнению экспертов, реформа также поможет простимулировать развитие предпринимательской деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *