Право социального обеспечения в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право социального обеспечения в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Тенденция старения населения является социальной закономерностью. Это создает ряд проблем экономического, политического, культурного характера. Главной из них является поддержание высокого уровня качества жизни пожилых людей. Здесь очевидна необходимость интеграции усилий всех социальных институтов для создания условия для достойной жизни наиболее незащищенных категорий населения.

Кому полагается на социальный вид обслуживания, что предлагает исполнительный орган

Согласно законодательству, на соцобслуживание претендуют граждане, входящие в две категории:

  • люди, возраст которых выше черты престарелости (от 80 лет для граждан России);
  • лица, имеющие подтвержденную справку о наличии серьезной болезни.

Подтвердить инвалидность сложнее. Для этого гражданин должен пройти экспертизу, где будут учтены следующие обстоятельства:

  • у обратившегося имеются стойкие проблемы, причиной которых стали полученные увечья, а также различные дефекты (врожденные или приобретенные);
  • обратившийся потерял навыки обслуживания самого себя и самоконтроля, не может передвигаться, общаться или вести трудовую деятельность;
  • человек нуждается в реабилитационных мерах и социальной защите.

Органы власти могут обеспечить поддержку, как инвалидам, так и людям пожилого возраста. Главный критерий – трудности в своем самостоятельном обеспечении.

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание престарелых и инвалидов, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и прочее.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В зависимости от социального положения нуждающихся, а также по их желанию, форма услуг может принимать следующие формы: бесплатную, форму частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях полной оплаты социальные услуги оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

Адресность. Предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых.

Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством Российской Федерации. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и так далее)

Затрагиваю систему социальной работы с пожилыми людьми нельзя не отметить Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2]1. В статье 20 перечислены виды социальных услуг, оказываемых гражданам — Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

Читайте также:  Ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий в 2023 году

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Говоря о стационарных учреждениях, стоит перечислить их виды стационарных учреждений (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов; дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда; специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста; дом-интернат (отделение) милосердия;

геронтологический центр; геронтопсихиатрический центр;

дом-интернат малой вместимости; социально-оздоровительный центр.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Права граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут ограничиваться в случаях, предусмотренных законом. Ограничения прав могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, если они лишены ухода и поддержки родственников или иных законных представителен и не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителен решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг в этом случае подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством, относится:

  1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  6. содействие в организации ритуальных услуг;
  7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме перечисленных выше надомных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в надомных социальных услугах гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, за исключением карантинных инфекционных заболеваний, хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Читайте также:  Кто имеет право на льготы по транспортному налогу в 2022 году

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

  1. обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
  3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
  4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
  5. медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
  6. свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
  7. бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
  8. предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
  9. сохранение занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;
  10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе, в учреждениях социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

  1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. разовое оказание материальной помощи;
  4. содействие в получении временного жилого помещения;
  5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Что еще положено инвалидам в рамках социального обслуживания

Исполнительные органы РФ устанавливают условия, на которых осуществляется бесплатное и платное полустационарное/стационарное социальное обслуживание инвалидов, пожилых людей.

Федеральный закон о социальном обслуживании инвалидов устанавливает следующие услуги, за которыми могут обратиться пожилые и люди с ограниченными возможностями:

  1. дополнительная медицинская помощь, обеспечение препаратами, выписанными врачом, предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение по показаниям;

  2. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Чем платные пансионаты для пожилых инвалидов лучше государственных

Квалифицированный уход за пожилыми людьми предлагается и в частных пансионатах. Современный пансионат больше напоминает загородную гостиницу, в которой оказываются медицинские услуги. Как правило, заведения располагаются в тихих местах, которые находятся не слишком далеко от центра города, чтобы членам семьи было удобно посещать престарелого родственника.

Частный пансионат — не только то место, где престарелые люди проживают и получают уход. Такие заведения оснащены специальным оборудованием для больных с ограниченными возможностями. Кроме того, престарелые, попадая в пансионат, забывают о своём одиночестве. Здесь они могут общаться, развлекаться, участвовать в концертах, пикниках, музыкальных вечерах, мастер-классах, заниматься творчеством.

Целью курсовой работы было изучение теоретических и практических аспектов оценки социальных услуг.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усиления социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.

Социальные услуги носят комплексный характер и включают в себя разнообразные виды социальных услуг, направленных на граждан для удовлетворения их специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.

В рамках курсовой работы сложно указать все проблемы и тенденции в развитии социальных услуг для уязвимых слоев общества. Проведенное исследование позволяет резюмировать поднятые вопросы следующим образом:

1. социальная защита населения должна быть одним из основных направлений государственной политики.

2. необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативной базы, внедрить стандарты организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

3. общественные науки должны активнее заниматься прогнозированием и разработкой на основе предсказания эффективных управленческих решений, исключающих негативные социальные последствия в исследованиях, в большей степени опираться на практический материал.

4. невозможно создать эффективную систему социального обслуживания населения без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных групп населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

5. финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, направленных на защиту населения, должно быть обеспечено и за счет бюджета.

6. необходимо пересмотреть подход к оценке работы руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре заработной платы социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

7. сделать социальные услуги более доступными путем внедрения новых эффективных методов социальной работы с пожилыми людьми. Для расширения сети учреждений и более эффективной помощи населению необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, через тесное сотрудничество со СМИ и коммуникациями.

Важность проведенного исследования подтверждает растущее число пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, а существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования, поэтому России необходимо постепенно строить новую модель системы социального обслуживания, отвечающую современным потребностям общества и экономическим возможностям государства.

Федеральный закон о социальном обслуживании инвалидов

ФЗ о социальном обслуживании инвалидов и пожилых граждан содержит положения, определяющие направленность этой деятельности в целом. Согласно указанному закону, пожилые люди и иные нетрудоспособные лица, не имеющие возможности самостоятельно обслужить себя и удовлетворить свои нужды, могут рассчитывать на получение помощи от государственной системы соцобеспечения.

Решение о наличии или отсутствии права претендовать на государственную поддержку принимается органами соцзащиты. Инвалид или пожилой человек должен выразить свое согласие на получение помощи, также он может указать, в течение какого периода ему необходимы предлагаемые услуги – постоянно или временно.

Читайте также:  Уставный и добавочный капитал

Согласно федеральному закону о социальном обслуживании инвалидов, существуют ситуации, когда человек преклонного возраста не может отказаться от государственной помощи. Если гражданин не желает использовать свое законное право на получение социальной поддержки, то его в обязательном порядке должны проинформировать о возможных последствиях такого решения. Необходимым условием при оформлении отказа от социального обслуживания является письменное заявление.

Центры социального обслуживания инвалидов

Комплексный центр социального обслуживания инвалидов и пожилых представляет собой учреждение, в котором оказывается разносторонняя помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Профильной деятельностью центра является:

  • поиск через общественные организации и государственные учреждения людей, нуждающихся в помощи;
  • определение востребованных видов социального обслуживания;
  • учет лиц с ограниченными возможностями и пожилых людей;
  • оказание услуг – разово или на постоянной основе;
  • создание и продвижение новых форм социальной поддержки населения;
  • привлечение государственных и коммерческих организаций для оказания дополнительной помощи и финансирования.

Про вправе претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Важно! В зависимости от того, к какой категории льготников относятся потребители социальных услуг на дому, обслуживание может быть предоставлено на безвозмездной основе, платно или на условиях частичной оплаты.

Социальных работников ежегодно становится все меньше, причина тому – отсутствие престижа профессии и низкие зарплаты. А потому претендовать на социальное обслуживание на дому может ограниченный круг лиц:

№ п/п. Получатели услуг по социальному обслуживанию Подробные сведения
1 Временно нетрудоспособные лица При условии, если с человеком не проживает кто-либо, способный оказать поддержку
2 Пенсионеры В 2023 году – женщины и мужчины в возрасте 56 и 61 года соответственно, в 2023 году – 57 и 62 лет, …, в 2024 году – 60 и 65 лет.
3 Лица с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды 1, 2, 3 группы
4 Люди, оказавшиеся в тяжелом положении Алкоголизм, наркомания (зависимость у члена семьи гражданина)
5 Другие граждане, относящиеся к льготным категориям лиц Например, сироты и дети без попечения родителей, оказавшиеся без жилья

Стоимость социального обслуживания пожилых и инвалидов на дому

Социальное обслуживание на дому может быть предоставлено на условиях 100% оплаты, частичной оплаты или бесплатно:

№ п/п. Категории получателей услуг Стоимость услуг
1 Лица с ограниченными возможностями здоровья (1, 2, 3 группа) и граждане пенсионного возраста, ежемесячный доход которых менее полутора размеров регионального прожиточного минимума (одиноко проживающие, проживающие с другими пенсионерами и инвалидами).

Федеральные льготники:

● Герои социалистического труда;

● Герои Советского Союза и Российской Федерации;

● жители блокадного Ленинграда;

● бывшие узники концлагерей фашистов;

● ветераны войны;

● инвалиды Великой Отечественной Войны;

● супруги/вдовы участников боевых действий.

0 рублей
2 Лица с ограниченными возможностями здоровья (1, 2, 3 группа) и граждане пенсионного возраста, ежемесячный доход которых менее полутора размеров регионального прожиточного минимума. Предоставляется скидка
3 Инвалиды, пенсионеры и иные лица, имеющие право на социальное обслуживание на дому, не относящиеся к перечисленным выше случаям. Оплата в 100% размере

Социальное сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов

Выход на пенсию воспринимается многими пожилыми людьми болезненно. Они испытывают стресс, психологический дискомфорт. Человек чувствует свою ненужность, понижается его самооценка, появляется чувство неуверенности в себе, ухудшается самочувствие. В таких обстоятельствах людям необходима поддержка, содействие в организации их жизнедеятельности.

При отсутствии родственников помощь окажут специально созданные для этого организации. Особенности их работы по сопровождению прописаны в Федеральном законе, в стратегических документах и программах. Заботливое отношение, уход за теми, кому он необходим — приоритетное и востребованное направление.

Факт. Система предоставления услуг определяется органами управления.

Лица установленной категории могут получить такие формы обслуживания:

  • надомное;
  • полустационарное;
  • стационарное;
  • срочное;
  • социальное консультирование.

Деятельность по оказанию содействия таким гражданам проводится постоянно или временно. Это зависит от желания человека и показаний для предоставления услуг.

Какую помощь оказывает центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Организацией работы по социальному обслуживанию на местах для граждан пожилого возраста и инвалидов занимается Центр соцобслуживания населения. Необходимые услуги могут предоставляться на месте, в самом органе или же дома у нуждающегося.

Закон закрепил, что получателем соцуслуг может стать лицо, чьи условия жизни ухудшились в силу определённых обстоятельств. Например, из-за:

  • наличия детей-инвалидов;
  • получения инвалидности;
  • отсутствия места для проживания;
  • утраты дееспособности;
  • невозможности обслуживать себя самостоятельно;
  • проблем с социальной адаптацией;
  • внутрисемейных конфликтов;
  • тяжёлых заболеваний;
  • отсутствия работы и денежных средств.

Независимо от основания, на котором запрашивается помощь, назначить её могут только по решению органов соцзащиты населения. Оказывается же она в муниципальных учреждениях или частных организациях, с которыми был заключён договор.

Полустационарное обслуживание пенсионеров и инвалидов

В большинстве регионов РФ полустационарное обслуживания пожилых граждан и лиц с инвалидностью осуществляется на территории полустационаров, организованных на территориях муниципальных центров социального обслуживания при органах соцзащиты.

Данная услуга предоставляется на условиях дневного или ночного стационара инвалидам и пенсионерам, сохранивших способность к самообслуживанию, несовершеннолетним лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

  • 6 способов сохранить здоровье костей после 50 и укрепить суставы
  • Кредит пенсионерам до 75 лет без поручителей — предложения банков России и условия получения
  • Польза зеленого чая после 50 лет для женщин и мужчин

Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство

Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.

Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.

В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:

№ п/п. Проблема системы социального обслуживания Причина возникновения проблемы
1 Недостаточное финансирование
  1. Постоянно увеличивающееся количество инвалидов и пенсионеров, желающих получить услугу социального обслуживания.
  2. Недостаток средств в бюджете регионов и страны на расширение системы соцобслуживания.
2 Плохо развития нормативно-правовая база Недостаток унификации документации на законодательном уровне.
3 Недостаток профессиональных кадров
  1. Тяжелая моральная и психологическая нагрузка на сотрудников.
  2. Маленькая зарплата работников сферы социального обслуживания.
4 Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *