Экспертиза качества асфальта – порядок проведения, права и обязанности сторон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспертиза качества асфальта – порядок проведения, права и обязанности сторон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:

  • исследование (экспертиза) обстановки на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;
  • исследование (экспертиза) состояния дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;
  • исследование (экспертиза) дорожных обустройств и внешних условий;
  • исследование (экспертиза) условий видимости и обзорности с места водителя и т.д.;
  • исследование (экспертиза) возможности (невозможности) восприятия водителем дорожной ситуации;
  • исследование (экспертиза) возможности (невозможности) выполнения водителем действий для избегания ДТП;
  • исследование (экспертиза) технической возможности предотвращения ДТП с учетом состояния дороги связанных с особенностями дороги и окружающей среды;
  • исследование (экспертиза) значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещению автомобиля и других объектов по поверхности автомобильной дороги;
  • исследование (экспертиза) по выявлению недостатков в организации движения на участке ДТП;
  • исследование (экспертиза) по выявлению обстоятельств, связанных с состоянием дорожной обстановки перед ДТП, которые способствовали (или могли способствовать) возникновению ДТП: не благоустроенность дороги, отсутствие должных дорожных знаков, их неправильное расположение и другие отрицательные особенности дорожной обстановки.

Как осуществляется дорожно-строительная экспертиза?

Первоначально клиенту необходимо обратиться в нашу компанию. Специалисты оперативно примут заявку. Они изучат основные особенности дорожного полотна по предоставленному проекту и сопутствующей документации.

После ознакомления с характеристиками объекта сотрудники выезжают на место. Они выполняют осмотр и устанавливают видимые дефекты. Эта информации нужна для последующего анализа. Серьезные недостатки часто фиксируются при помощи фотокамеры.

Применяется специализированное оборудование при экспертизе автомобильных дорог. Оно позволяет установить основные параметры дорожного полотна. Наша компания располагает передовым оснащением, которое помогает получать точные показатели.

Из асфальта изымаются образцы. Специалисты забирают их в нескольких участках, чтобы изучить структуру дорожного покрытия. Вырезанные части помещаются в тару и отправляются в лабораторию.

Наши специалисты проводят экспертизу дефектов асфальта. Во время лабораторного исследования удается установить различные параметры:

  • Тип используемых материалов.
  • Соответствие принятым технологиям укладки.
  • Плотность.
  • Прочность и максимальная нагрузка, которую способен выдержать асфальт.
  • Структура.
  • Другие важные показатели для дорожной экспертизы асфальта.

Все собранные параметры проходят глубокий анализ. При строительной экспертизе дороги используется не только проект, но и нормативная документация. Происходит сравнение имеющихся показателей с оптимальными данными.

На последнем этапе специалисты формируют мнение относительно качества укладки дорожного покрытия. Они составляют официальное заключение. В документ вносятся следующие параметры:

  1. Первоначальные данные по проекту.
  2. Полученная информация в процессе исследований.
  3. Сравнение нормативных параметров и проекта с реальными данными.
  4. Все недочеты при укладке полотна.
  5. Решение относительно качества и необходимости внесения доработок.

После экспертизы дороги и дорожного покрытия вы получаете все документы. В дальнейшем их можно использовать для:

  • Предъявления требований к подрядчику по устранению недочетов.
  • Взыскания с компании компенсации.
  • Если вопрос не удается решить мирным путем, то инициируется судебное разбирательство.

Не только осуществляется судебная экспертиза на соответствие участка дороги проекту. Нередко основанием для обращения становится проверка объемов выполненных работ.

Подрядчики часто пользуются различными схемами для обмана клиентов. Существует множество способов:

  • Завышение объемом работ и затраченных материалов.
  • Внесение в смету лишних пунктов.
  • Искажение данных.
Читайте также:  Продление водительского удостоверения с 12 апреля 2022 года

Чем вам помогут наши сотрудники:

  1. Они проверят объемы работ.
  2. Установят факты завышений и искажения данных.
  3. Уберут из сметы лишние пункты.
  4. Выполнят перерасчет для установления реальной стоимости.

Оценка общей толщины асфальтового покрытия

Толщина слоя асфальта зависит, прежде всего, от назначения конкретного участка дороги. Для магистралей с интенсивным движением грузового транспорта важно, чтобы покрытие состояло из нескольких слоев асфальта, надежно скрепленных между собой вяжущей прослойкой битума. Толщина покрытия в этом случае может доходить до 30 см. Для дорог, предназначенных только для легковых автомобилей, достаточно 5-сантиметрового слоя асфальта, уложенного поверх основания из щебня и песка.

Для проведения экспертизы асфальта эксперты нашей лаборатории используют метод кернения — отбор кренов в дорожном покрытии. Керн — это образец асфальтобетона, извлеченный из дорожной конструкции путем бурения.

Керны вырубаются на расстоянии не менее 1 метра от края дороги. Их длина должна соответствовать толщине асфальтового покрытия. Высоту каждого слоя асфальтобетона и общую толщину дорожного покрытия измеряют при помощи штангенциркуля. Керны берут из разных участков дороги и сравнивают полученные значения для расчета среднего арифметического показателя.

Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП

При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:

  • Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
  • Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
  • Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
  • Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
  • Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
  • Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
  • Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
  • Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
  • Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
  • Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
  • Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
  • Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
  • Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
  • Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
  • Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
  • В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
  • Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
  • Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
  • Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
  • Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.

4.3.1 Диагностика состояния автомобильных дорог включает следующие последовательно выполняемые основные этапы:

— подготовительные работы;

— полевые обследования;

— камеральная обработка полученной информации;

— оформление отчётных материалов.

4.3.2 Для ускорения работ допускается совмещение отдельных этапов (подготовительные работы и полевые обследования, полевые обследования и обработка полученной информации и т.д.).

4.3.3 Представители заказчика или владельца дорог перед началом выполнения полевых работ имеют право выборочно осмотреть предполагаемые к использованию дорожные лаборатории с целью проверки наличия в их составе необходимых для выполнения работ, указанных в техническом задании, диагностических приборов и оборудования, а также свидетельств об их поверке. Место проведения осмотра согласовывается с представителем заказчика.

4.6.1 Все первичные данные, получаемые на объекте диагностики средствами измерений или протоколируемые в полевых журналах в ходе визуального осмотра имеют статус необработанных данных.

4.6.2 Камеральная обработка данных заключается в систематизации, программной обработке цифровых измерений и приведение получаемых показателей к единым шкалам, размерностям и форме.

4.6.3 Предпочтительным является автоматизированная обработка исходных данных дорожных лабораторий, производимая сертифицированными программными продуктами.

Читайте также:  Программа Молодая семья в Крыму в 2023 году

4.6.4 При обработке исходных данных обязательно следует учитывать точное расположение участка дороги, к которому эти данные относятся, с учетом прямого и обратного направления, полосы движения. Рекомендуется все элементы первичных данных сопровождать географической привязкой и датой их получения (измерения в полевых условиях).

4.6.5 При формировании пространственной составляющей данных следует придерживаться правил цифрового описания дорожных объектов, характеристик участков автомобильных дорог, событий на автомобильных дорогах (Приложение А), содержащих требования к способу локализации (точка, линия, полигон) и координатного описания пространственных объектов (географические или линейные координаты).

5.2.1 Общие положения

5.2.1.1 Оценка параметров и характеристик конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений на них выполняется с целью определения степени соответствия фактических значений параметров и характеристик конструктивных элементов нормативным значениям.

5.2.1.2 Оценка степени расхождения между фактическими и нормативными значениями параметров и характеристик конструктивных элементов позволяет сделать выводы о необходимости назначения ремонтно-восстановительных мероприятий.

5.2.1.3 Для каждого оцениваемого параметра устанавливается допустимый диапазон отклонения его фактических значений от нормативных, при превышении которых возникает необходимость назначения ремонтно-восстановительных мероприятий.

5.2.1.4 В случае попадания фактического значения параметра в допустимый диапазон, такой параметр считается несоответствующим, но необходимость назначения ремонтно-восстановительных мероприятий не возникает.

5.2.2 Оценка параметров и характеристик конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений на них.

Независимая экспертиза дорожных работ и экспертиза нового дорожного полотна.

Эксперты при проведении экспертизы дорожного полотна всегда начинают исследование с визуального осмотра отремонтированной или новой дороги, определяется наличие или отсутствие возможных неровностей, ям, трещин и других видимых дефектов.

Проводятся замеры уклона дороги, определяется крутизна насыпей и откосов, проверяется организация обочины дорог и соответствие техническому заданию по ширине засыпки обочины, наличие предусмотренных договором на работы бордюров и других элементов разделяющих дорожное пространство. В случае исследования разметки – определяется правильность ее нанесения и износостойкость материалов разметки.

Обязательно при проведении исследования качества асфальта производится забор образцов в нескольких местах дорожного покрытия посредством алмазного сверления для выемки образца и последующей передачи на лабораторные исследования. Помимо получения необходимых образцов, такая выемка материала также позволяет задокументировать толщину дорожного покрытия и определить соответствие дорог всем нормам и техническим регламентам, которые обязательны для тех или иных типов дорожных покрытий.

В ходе проведения аудита специалистами проверяется смета, показатели бухгалтерской отчетности, исполнительные и первичные документы по приобретению и расходованию стройматериалов. Также проверке подвергаются документы, в которых указано предназначение и стоимость строительно-монтажных дорожных работ.

Важная информация! Инструментальное обследование предполагает сбор образцов используемых стройматериалов и конструкций для изучения в специализированной лаборатории.

Каждое отклонение от действующих нормативов и стандартов указывается в выводах проведенного исследования. Заключение специалистов составляется с учетом результатов комплексного анализа. Стоимость и период проведения аудита автодорог зависят от длины исследуемого объекта, от сложности лабораторных испытаний и объема инженерных расчетов.

  • Бесплатная консультация перед независимой экспертизой дороги;
  • Независимая экспертиза дороги без выдачи экспертного заключения в форме визуального осмотра, инструментального контроля и устных рекомендаций;
  • Досудебная независимая экспертиза дороги с выдачей экспертного заключения;
  • Судебная экспертиза дороги. В этом случае, экспертиза назначается по определению суда, а заключение эксперта по готовности передается напрямую в суд, где Вы можете с ним ознакомится. До проведения судебной экспертизы дороги вы можете обратиться в наше экспертное учреждение и получить информационное письмо для суда о возможности проведения экспертизы, с указанием стоимости и сроков проведения строительно-технической экспертизы.

Кто должен проводить экспертизу дорожного покрытия

  • визуальный осмотр участка дороги;
  • фотосъемку;
  • лабораторный анализ образцов дорожного полотна;
  • замер ширины дороги и обочин;
  • в некоторых случаях оценивают правильность нанесения дорожной разметки, наличие дорожных знаков и других элементов.

Кто проводит экспертизу Исследования дорожного покрытия проводят организации, имеющие свидетельство о праве проводить подобные исследования, имеющие в своем штате специалистов, обладающих необходимой квалификацией и опытом в данной деятельности. Также необходим документ, удостоверяющий наличие у экспертной организации должным образом аккредитованной лаборатории. Основные этапы обследования Экспертиза асфальтового покрытия обычно предполагает несколько этапов.

  1. Этап подготовительной работы.
Читайте также:  Что делать, если не подписывают заявление на увольнение

Специфика проведения экспертизы

Основной вид работ проводится непосредственно на объекте. Эксперты проводят линейные измерения, чтобы определить ровность поверхности, проверяют, соответствует ли полотно параметрам, указанным в проекте, изучают качество швов между полосами, прочее.

В некоторых ситуациях требуется вскрытие слоев конструкции, чтобы провести более комплексный анализ. Это серьезные меры, которые влекут разрушение покрытия. Во избежание этого рекомендуем пользоваться услугой технического надзора на стадии строительства.

Помимо экспертизы на месте могут проводиться и лабораторные исследования. Дело в том, что отсутствие видимых дефектов не говорит о стопроцентном качестве асфальта, асфальтобетона, других типов покрытия. Внешний осмотр позволяет лишь составить предварительную оценку. Только исследование в лаборатории дает возможность установить, соответствует ли дорожно-асфальтное покрытие нормам ГОСТ, СНиП и СП.

Часто лабораторные исследования проводятся именно при изучении асфальтобетонной смеси. По-другому невозможно установить, какая степень уплотнения покрытия и соответствует ли оно актуальному ГОСТу 9128-2013.

Экспертиза дородного покрытия может проводиться с разными целями. Поэтому есть несколько законодательных актов, которые регулирует проведение такой экспертизы.

Если подобное исследование проводится в рамках уголовного процесса (например, ДТП со смертельным исходом), то ориентироваться нужно на нормы:

  • ст. 80 УПК РФ;
  • ст. 195 УПК РФ;
  • ст. 196 УПК РФ.

Если экспертиза проводится в рамках гражданского процесса (например, возмещение морального ущерба после ДТП), то стоит ориентироваться на:

  • ст. 82 ГПК РФ;
  • ст. 83 ГПК РФ;
  • ст. 263 ГПК РФ.

Любая судебная экспертиза проводится в соответствии с нормами Федерального Закона от 31. 05. 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
Если же экспертиза проводится в рамках приёмки строительных работ, то дорожное покрытие должно соответствовать ГОСТам и другим нормам.

Стоимость экспертизы дорожного покрытия весьма высока. Многие экспертные организации взимают плату за каждую стадию проведённого исследования.

Стоит понимать, что исследование дороги – это внесудебная экспертиза, проводимая по договору с физическим или юридическим лицом. А экспертиза дороги – это только по решению или определению суда, следователя, прокурора или дознавателя.

Характер будущей диагностики влияет на его стоимость. Проведение исследования по инициативе физического или юридического лица стоит примерно 30 000 рублей со сроком исполнения 5 рабочих дней.

Экспертиза по решению суда стоит намного дешевле, но срок её исполнения может составлять не один месяц.

Кроме того, на цену проведения экспертизы на коммерческой основе могут повлиять следующие факторы:

  • срочность получения заключения. Если нужно сократить срок проведения экспертизы, то её стоимость может вырасти в несколько раз;
  • выезд эксперта на место в праздничные или выходные дни;
  • подготовка нескольких экземпляров заключения;
  • выезд эксперта за пределы МКАД (актуально для Москвы).

Стоимость в каждом случае определяется индивидуально.

  1. Если исследование проводится на основании гражданско – правового договора между экспертным бюро и заказчиком, то стоимость будет указана в договоре.
  2. Если же экспертиза судебная – то по государственным расценкам.

Цель дорожно-транспортная экспертизы

Установление правильности обустройства дорог, дорожных знаков и разметок.

Вопросы, которые могут подлежать разрешению:

  1. Какова дорожная обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?
  2. Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустроен отрезок дороги в месте дорожно-транспортного происшествия?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (отсутствие дорожных знаков или разметки, их неправильное расположение и т.д.)?
  5. Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выполнить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия? Мог ли водитель предотвратить ДТП?
  6. Соответствует ли выбоина (разрытие) на дороге существующим ГОСТам? Могла ли выбоина (разрытие) способствовать дорожно-транспортному происшествию?
  7. Установить нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *