Однополые браки в России разрешены или нет?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Однополые браки в России разрешены или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такое понятие, как «брак» возникло ещё во времена древнейших государств. Но и несколько тысяч лет назад, и сегодня оно означает добровольное объединение мужчины и женщины в одну семью. Брак в традиционном понимании — союз между лицами противоположного пола. Он заключается по их обоюдному желанию для создания семьи. Однако в течение нескольких последних десятилетий это понятие претерпело изменения. В первую очередь это коснулось европейских толерантных государств. Сочетаться узами брака теперь могут не только гетеросексуальные, но и гомосексуальные пары. В некоторых странах им также позволено иметь детей. Эта тенденция поддерживается и на международном уровне. Однако не все государства в силу своих религиозных и культурных традиций готовы к таким изменениям.

Легализация однополых браков

С момента распада Советского Союза и начала формирования нового семейного законодательства предпринимались неоднократные попытки легализовать однополые браки на территории Российской Федерации.

К числу наиболее ярких таких попыток следует отнести следующие:

  • в 2004 году в Башкирском парламенте была предпринята попытка внести поправку в семейное законодательство субъекта о замене формулировки определения брака с «согласия мужчины и женщины» на «согласие граждан»; попытка была предпринята рядом депутатов под руководством Эдварда Мурзина, однако при парламентском рассмотрении данная поправка не прошла период обсуждения;
  • в 2009 году в один из Московских ЗАГСов была подана заявка на регистрацию брака двух женщин – Ирины Шипитько и Ирины Федоровой, однако она была отклонена, как и последующие апелляционные обращения женщин в судебные инстанции;
  • единственной удачной попыткой заключения однополого брака в России следует считать союз, заключенный в 2014 году между Ириной Шумиловой и Аленой Фурсовой; но с юридической точки зрения, этот союз никаких норм законодательства не нарушает, так как на момент заключения брака Ирина Шумилова по паспорту была мужчиной и только проходила операцию по смене пола.

Остальные попытки легализации однополых браков в России запрещены.

Однополые браки в России в 2020 году

Необходимость снятия запрета на заключение однополых браков обсуждается достаточно часто. Но никаких движений в сторону снятия подобного запрета не принимается. Заключение однополых браков на сегодняшний день запрещено. Это значит, что если пара одного пола подаст заявление в ЗАГС на регистрацию брака, то его попросту не зарегистрируют. Дело в том, что в унифицированном заявлении есть графы «он» и «она», поэтому корректно заполнить их двое мужчин или две женщины не смогут.

В подтверждение того, что однополые браки в РФ находятся вне закона, можно сослаться на Семейный кодекс Российской Федерации, где в ч. 3 ст. 1 указывается на такой принцип семьи, как добровольность союза мужчины и женщины. А по ст. 12 условием вступления в брак является взаимное согласие мужчины и женщины. То есть везде брак упомянут в контексте союза мужчины и женщины.

Запрет на регистрацию однополого брака не означает, что пару арестуют, или то, что она совершает какие-то противоправные действия при подаче заявления в ЗАГС. Уголовная статья за однополые отношения в России отсутствует.

При этом Семейным кодексом не регулируется правовое положение трансгендерных граждан. Поэтому фактически однополые браки в редких случаях по российскому законодательству могут быть признаны, как разнополые, из-за непризнания факта корректировки пола одним из партнеров. И пример подобного заключенного брака в России есть. Так, в 2014 году в Санкт-Петербурге прошла церемония бракосочетания двух невест в свадебных платьях. Но она была разрешена лишь потому, что одна из «невест» являлась трансгендером и на момент заключения брака не успела поменять мужские документы.

Сами однополые пары неоднократно пытались оспорить отказ в регистрации брака на территории РФ в судебном порядке. Они обращались как в российские, так и международные суды. Но их заявления не находили поддержки.

Между однополыми и обычными парами нет психологической разницы

Психолог Грегори Херек из Университета Калифорнии*, проанализировав примеры десятков пар ‒ гомо- и гетеросексуальных, пришел к выводу, что в основных психологических характеристиках они вполне схожи: и там, и здесь партнеры испытывают друг к другу тот же самый набор эмоций. Никак не влияет ориентация партнеров и на их умение создавать гармоничное эмоциональное пространство. Что касается самого института брака, то он благотворно влияет как на гетеро-, так и на гомосексуальные пары: например, продлевает жизнь и улучшает здоровье. Более того, утверждает Херек, мера счастья, которую люди ощущают в браке, чаще всего вообще не связана с сексуальной сферой. А известный исследователь феномена гомосексуализма Джон Готтман** идет еще дальше, утверждая, что партнеры в однополых парах относятся друг к другу гораздо теплее, чем в обычных.

Читайте также:  Отпуск по беременности и родам

«Мы помогли заключить брак пятидесяти однополым парам»

Виталий (32 года) и Кирилл (28 лет). Вместе с 2009 года, в браке — с августа 2016 года. Живут и работают в Москве

Виталий:

Мы встретились на сайте знакомств. Я работал бизнес-тренером в банке, Кирилл — парикмахером-стилистом. Некоторое время жили раздельно, потом сняли квартиру. Будущая хозяйка спросила: «Ребята, вы гей-пара?» Мы замялись, очень покраснели и соврали, что мы просто друзья. На следующий день она нам позвонила: «Ребята, я не дура, могли сразу сказать. Я к вам и так прониклась, заезжайте!»

На работе я всегда избегал разговоров про личную жизнь. Но вы знаете, какая сейчас повестка в стране по части прав ЛГБТ. Люди позволяли себе отпускать оскорбительные комментарии, не понимая, что их коллега — гей. Приходилось это проглатывать и молчать. Кириллу было чуть проще, но даже в его сфере есть разные люди.

Накануне очередной поездки в Европу мы совершенно случайно узнали, что в Португалии можно жениться нерезидентам — и это при том, что там достаточно долго царила гомофобная католическая диктатура. В большинстве стран существует запрет на это, а в Португалии любой человек может приехать и заключить брак. Он будет действителен по португальским законам и — с апостилем — в странах, где легализованы однополые браки.

Мы подумали, что это шанс открыть свое дело — и за полтора года помогли 50 однополым парам из России заключить брак, еще 30 пар сейчас готовятся к свадьбе. А в августе 2016 года мы и сами расписались.

Одним из аргументов, использующихся в общественной деятельности «ЛГБТ+»-движения, является то, что невозможность заключения оформления брачного союза между однополыми людьми якобы дискриминирует гомосексуалистов.

В начале 2004 года мэр Сан-Франциско Гэвин Ньюсом начал выдавать свидетельства о браке однополым парам — незаконно. Один из гомосексуалистов, которые отправились в Сан-Франциско в поисках лицензии на брак, так обосновал свой поступок: «Я устал сидеть в задней части автобуса» (Wetzstein 2004).

Конечно же, эта фраза была намеком на знаменитую историю Розы Паркс, негритянской девушки, которая в один прекрасный день в 1955 году села на городской автобус в Монтгомери, в штате Алабама, в котором места для чернокожих были выделены в задней части, заняла место в передней части и отказалась подчиниться окрику водителя перейти в заднюю часть автобуса.

Нерелевантное сравнение

Ссылки на борьбу американских негров за равноправие с белыми абсолютно нерелевантны. Американские законы были дискриминационными в отношении межрасовых браков. Во-первых, разная расово-этническая принадлежность супругов не влияет на фундаментальные критерии брака (см. выше), точно так же, как не влияет на неё разный рост, масса тела, знатность рода и т.д. Уничтожение расовых препятствий для вступления в брак не изменило сути понятия «брак», точно так же как расовая интеграция учебных заведений не изменила сути понятия «школа». Человеку любой расы, чтобы получить диплом об образовании, необходимо выполнить ряд условий и соответствовать ряду требований. Устранение расовой сегрегации в школах лишь предоставило возможность не-белым возможность также присутствовать на занятиях, проходить тестирование и сдавать экзамены; устранение расовой сегрегации не означало, что не-белый американец должен получить диплом об образовании без того, чтобы присутствовать на занятиях, проходить тестирование и сдавать экзамены, ибо в этом состоит сущность учебного заведения и учебного процесса. Во-вторых, имела место разность прав в возможности реализовать брак — например, чернокожая девушка, которая хотела бы выйти замуж за европоамериканца, была бы лишена такого права, но такое право было бы у белой девушки (см. например дело «Лавинг против Виргинии» 1967). То есть у двух девушек были бы разные права на брак с одним и тем же мужчиной — только на основании их расово-этнических различий, ведь по репродуктивной способности оба брачных союза ничем не отличались друг от друга.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: кто и когда должен платить

Итак, активисты «ЛГБТ+»-движения в вопросе гомосексуализма и брака выступают на самом деле за пересмотр определения брачного союза.

Российская власть и православная церковь на территории страны поддерживают друг друга в вопросе отрицания прав граждан, состоящих в отношениях с лицами одного пола.

Российское общество в своем большинстве поддерживают традиционные семейные ценности. Браком считается союз между мужчиной и женщиной. Другие варианты подвергаются критике со стороны власти, церкви и граждан.

При этом фактические однополые браки в России разрешены. Многие нетрадиционные пары проживают совместно, ведут общее хозяйство, воспитывают кровных детей. Сожительство с лицом такого же пола не является основанием для изъятия из семьи ребенка одного из партнеров.

Легализация однополых браков в России в настоящее время проблематична. Граждане РФ заклеймят позором кандидата в президенты (депутаты, губернаторы, мэры), предложившего подобный законопроект. В таком вопросе большое значение имеет общественное мнение, а более 50% жителей страны выступают против нетрадиционных связей.

Где разрешены однополые браки?

  • Толерантное отношение к однополым бракам распространено в 44 государствах. Основное их количество сосредоточено в Южной и Северной Америке, а также Европе.
  • Это страны, поддерживающие право человека на самоопределение – последователи свободы и демократии. К ним относятся: Бельгия, Финляндия, Чехия, Нидерланды, Италия, Израиль, Испания, Франция, Канада, Дания, Швеция.
  • Также есть страны где узаконены однополые браки, но с некоторыми ограничениями в правовых возможностях: Венгрия, Эстония, Эквадор, Австрия, Греция, Швейцария, Кипр, Хорватия, Чили, Андорра, Лихтенштейн. В Мексике подобный союз допустим лишь в половине страны, регион Коста-Рика имеет спорный статус.

Что означает однополый брак?

Брак между людьми, принадлежащими к одному полу или гендеру — называется однополым. Социальные позиции или роли «муж» и «жена» в таком супружестве заменяются на «супруг 1» и «супруг 2». Однополые союзы впервые были официально признаны в Нидерландах в 2001 г. Такой брак несет на себе всю правовую нагрузку традиционного:

  • право на совместно нажитое имущество;
  • алименты в случае развода (в тех странах, где наравне с легализацией брака разрешено усыновление и воспитание детей);
  • общая на двоих фамилия;
  • медицинское и социальное страхование;
  • право быть доверенным лицом супруга в различных общественных инстанциях.

Однополые пары не более неестественны, чем многие другие

Когда говорят о ненормальности однополых браков, забывают о том, что норма здесь в большей степени определяется культурой, нежели врожденной природой человека. Натяжении истории нашего вида и в разных обществах институт семьи неоднократно принимал черты, которые показались бы нам ужасающими и безнравственными.

Например, у многих современных народов Океании и Африки существует авункулат ‒ устройство семьи, при котором воспитанием ребенка занимается не отец (который обычно даже не живет с его матерью), а дядя ребенка вместе с матерью. У других народов Америки, Азии, Океании и Африки был распространен сорорат ‒ обычай одновременно жениться на нескольких сестрах. Не так редки и браки, которые мы бы назвали кровосмесительными: Гомер в «Одиссее» приводит в качестве идеальной семьи пример царя, женившего своих семерых сыновей на своих семи дочерях. У многих древних народов существовал и левират ‒ обычай, согласно которому мужчина обязан был взять в жены жену умершего брата (даже если у него уже была другая жена). Этот обычай, кстати, фигурирует в знаменитой евангельской притче, где фарисеи пытались посрамить Христа вопросом о том, чьей женой будет в раю женщина, побывавшая замужем за семью братьями. Итак, брак ‒ культурный, а не биологический концепт. «Но ведь какие бы браки ни были приняты у разных народов, все равно на свете нет народа, который разрешал бы союз между двумя мужчинами!» ‒ воскликнет критик. И будет неправ: у ряда народов Сибири практиковался обычай «перемены пола»: мужчина, добровольно прошедший его, считался женщиной ‒ мог заниматься женским трудом и даже выходить замуж. Ничто не ново под луной.

Институты брака подрывают не однополые союзы, а запреты на них

В 2009 году экономист Университета Шербрука (Канада) Мирча Трандафир провел исследование* ‒ как отразилась на институте семьи первая в мире легализация однополых браков, проведенная в Нидерландах еще в 1998 году. Ученый пытался проверить на соответствие истине довод противников таких союзов о том, что они разрушают институт брака, негативно влияя даже на частоту браков между мужчинами и женщинами. Как выяснилось, однополые браки действительно негативно влияют на желание женщин и мужчин вступать в официальный брак. Однако в действительности речь идет именно о регистрируемых браках, а вот на частоте заключения браков гражданских они никак не отражаются. Иными словами, институт брака не разрушается ‒ он просто трансформируется из юридически оформленного союза в статус «ежедневного плебисцита», где партнеры сами решают, когда их союз потерял всякую силу. А в 2012 году профессор Скотт Титшо из Mercer School of Law установил**, что в США гражданский брак приобретает еще большую притягательность именно потому, что есть пример массовых гомосексуальных союзов, которым государство попросту не дает легализоваться. Запрещая гомосексуалистам вступать в официальный брак, консервативные силы внутри общества выдавливают их в «теневую сферу» и тем самым собственными руками разрушают то, о чем так пекутся на словах, ‒ институт брака.

Страны, отрицающие браки

Все остальные страны, соответственно, отрицают однополые союзы – но делать это тоже можно по-разному. Где-то их просто нельзя заключать, где-то введены ограничения на пропаганду, а где-то и вовсе они караются лишением свободы или казнью.

К последним, конечно, не относятся страны Восточной Европы, но тем не менее регистрация таких браков в них не разрешается – например, в Чехии или Венгрии возможны лишь однополые партнёрства, но не браки, а в большей части других стран пока нет специальных постановлений по этому поводу.

Тем не менее активная общественная дискуссия идёт, где-то проводятся референдумы: например, в Словении или Хорватии их результаты оказались неутешительными для сексуальных меньшинств – предложения парламентов этих государств по легализации однополых браков были отклонены большинством населения.

Аналогичное неопределённое отношение и в большей части стран Юго-Восточной Азии, кроме Мьянмы, где за гомосексуализм можно угодить за решётку. Если идти на запад в Азии, жёсткость законодательства в этом отношении будет увеличиваться: преследуются гомосексуалисты в Узбекистане, Туркменистане и Афганистане, как и в Пакистане, а в Иране для них предусмотрена смертная казнь.

Схожая ситуация и почти во всех других мусульманских странах, как и в значительной части государств Африки – в некоторых законодательством не предусмотрено никаких наказаний за гомосексуализм, но и браки не разрешаются, а в других за него можно попасть в тюрьму или быть приговорённым к смертной казни.

Детский психолог Центра медицинской профилактики Челябинска Дмитрий Лазарев приводит статистику, которая, как минимум, удивляет. По мнению Лазарева, порядка 60% усыновителей всех детей в России — люди, имеющие гомосексуальные контакты. Это мужчины и женщины, о которых в основном знают соцслужбы и психологи. Но статистика неофициальная, эти данные не значатся ни в каких отчетах, зато выявляются на основе анонимных опросов. Поэтому однополых семей, воспитывающих приемных детей гораздо больше, чем кажется.

«Я работал заведующим выездной психологической службой в Челябинске, мы занимались опекаемыми детьми в регионе. При областном центре действовала школа родительства, которую должен был пройти каждый, кто желает взять ребенка из детского дома. После ее прохождения родитель должен был пройти психологическую диагностику. В некоторых спорных случаях подключали и психотерапевтов», — рассказывает Лазарев.

По словам Дмитрия, в первую очередь их интересовали медицинские отклонения, например, склонность к эксгибизицонизму, вуайеризму, а не ориентация будущих приемных родителей.

Дмитрий считает, что ребенок, воспитывающийся в однополой семье, может ощущать диссонанс. «Что такое семья с точки зрения детской психологии? Это мужское и женское поведение, некие роли. Особенно важно это для ребенка допубертатного периода. И я ни в коем случае не считаю, что семья может быть исключительно гетеросексуальной. Мама — это тепло, забота. Папа — сила, защита. Точно так же, как и в однополой семье с передачей этих ролей могут возникнуть проблемы, так и в семье, где, например, только одна мама, они могут возникнуть».

Что такое однополый брак от истоков до сегодняшних дней

Союзы разной степени вовлечённости между людьми одного пола заключались в античной Элладе, в Римской и Великой Китайской империях. В ряде случаев это был практически полноценный брак, со свадебной церемонией и возникновением новых правовых отношений между супругами, но такая семья несла, скорее, промежуточную временную функцию перед традиционным гетеросексуальным союзом любого из партнёров. Сохранилась информация, что Святой Валентин, вопреки приказу императора Клавдия II, заключал браки мужчин, за что был впоследствии приговорен к суровому наказанию.

С точки зрения современного законодательства официально признанные однополые союзы возникли в 1979 году, но наиболее полные правовые отношения, которые уже можно назвать браком, появились только в 2001 году. Страной-пионером, легализировавшей новый тип семьи, стали Нидерланды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *