Госзакупки: пошаговая инструкция для начинающих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки: пошаговая инструкция для начинающих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

Кто может участвовать в госзакупках

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

ЕИС – Регистрация в 2020 году

  1. Регистрация директора компании на портале Госуслуг в качестве физлица.
  2. Создание профиля компании на портале Госуслуг.
  3. Создать профиль юрлица или ИП в ЕИС, дождаться когда компанию включат в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
  4. Дождаться, когда информацию из системы отправят на восемь Федеральных электронных торговых площадок (ФЭТП).

Для того, чтобы зарегистрироваться в ЕИС, может потребоваться до 16 рабочих дней, по этому о регистрации стоит позаботиться заранее.

Государственные закупки и заказы — это заказы на поставку товаров, оказание услуг, которые размещают государственные и муниципальные организации. Финансирование данных закупок производится из средств федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

Важность госзакупок определяется тем, что в настоящее время государство является самым крупным потребителем товаров и услуг. Речь идёт как о глобальных поставках, например, для нужд обороноспособности, исчисляемых миллиардами рублей, так и об обеспечении функционирования относительно небольших структур, например, покупка учебного оборудования для школ.

Читайте также:  Куда прописать детей после развода

Все закупки, независимо от их масштаба, должны проводиться в строгом соответствии с процедурой, регламентированной соответствующим законодательством. В настоящее время законодательная база, касающаяся госзакупок, стремительно меняется (в частности, с 2014 года вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе), поэтому руководители и специалисты должны постоянно отслеживать новации и обучаться грамотно применять их на практике.

В госзакупках можно выделить два основных вида субъектов:

  • Заказчики (федеральные, региональные и муниципальные структуры);
  • Поставщики (любые юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей).

Задачи, которые решают заказчики, при проведении госзакупок можно сформулировать так:

  • Выбор способа проведения закупки (например, электронные аукционы, закупка у единственного поставщика и др.);
  • Формирование конкурсной документации, в которой максимально точно описаны требования к поставляемым товарам/услугам (цена, качество, сроки);
  • Проведение конкурсных процедур;
  • Выбор поставщика;
  • Заключение контракта.

Тот же процесс с точки зрения поставщиков заключается в решении следующих задач:

  • Поиск госзакупок, в которых требуются производимые предприятием товары/услуги;
  • Оформление заявки и предоставление документов, в соответствии с требованиями конкурсной документации;
  • В случае победы в конкурсе — подписание контракта.

Перечисленные задачи дают лишь общие представления о тех знаниях, которыми должны обладать заказчики и поставщики, чтобы эффективно работать в сфере госзакупок. Кроме того, необходимо учитывать отраслевые особенности, например закупки в здравоохранении, уметь работать с различными электронными торговыми системами госзакупок, ориентироваться в постоянно обновляющемся законодательстве, чтобы избежать санкций контролирующих органов. Также существуют свои тонкости при обжаловании результатов конкурсов, знании возможных «ухищрений» заказчиков, направленных на уменьшение конкуренции, и умение обходить их.

Как зарабатывать на тендерах госзакупок?

Информацию обо всех тендерах предприниматели находят на специальных сайтах, прошедших аккредитацию. Участник подаёт онлайн-заявку, заверив её своей электронной подписью. Срок оформления подписи составляет от трёх до восьми рабочих дней, а обращаться за ней нужно в специальную сервисную службу. При себе необходимо иметь:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • пакет документов на ИП или ООО.

После регистрации электронной подписи следует приступить к выбору площадки для торгов. На территории России официально зарегистрированы несколько интернет-портала по закупкам, например, «РТС-тендер», «Госзакупки» и «Сбербанк-АСТ». Далее необходима аккредитация с отдельной регистрацией на каждом портале. Она требует предоставления пакета документов:

  • заявку;
  • выписку их государственных реестров;
  • документы на ИП или ООО;
  • доверенность, если руководитель предприятия делегирует своему коллеге право участия в торгах.

Срок рассмотрения заявки составляет пять рабочих дней. После того как портал её одобрит, участник получает официальный доступ к информации о заказах. Ему будет открыт счёт, который нужно обязательно пополнить, так как после подачи заявления определённую сумму денег заморозят. Денег должно быть достаточно, иначе предпринимателя просто не допустят до торгов.

Останется только оформить заявку, состоящую из двух частей. Анонимную часть отправляют на адрес заказчика без указания своих данных. Такая тактика позволяет проводить непредвзятый отбор. В анонимной части заявки описывают все плюсы представленного ИП или ООО, рассказывают, сколько времени предприятие находится на рынке, какие услуги предоставляет и удалось ли ему достичь успехов.

В информационной части заявки находятся все данные об исполняющем лице. Как только заказчик рассмотрит заявку, оператор, работающий на портале, сообщит участнику о вынесенном решении о сотрудничестве.

Как участвовать в госзакупках

Основные правила участия в госзакупках отражены в федеральных законах 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Госзакупки по 44-ФЗ

  • Максимально тщательно определены все этапы проведения госзакупок
  • Распространяются на государственные учреждения социального профиля
  • Они не имеют доходов и все средства получают из бюджета
  • Это государственный аппарат, полиция, школы, больницы, инфраструктура
  • Применяется всего несколько основных форм государственных закупок

Госзакупки по 223-ФЗ

  • Применяют государственные предприятия, которые могут выполнять социальные функции
  • Госкомпании имеют собственную выручку, являются коммерческими организациями
  • Это Газпром, Сбербанк, ВТБ, РЖД, Ростелеком, Росатом, Роснано, Ростех
  • Условия госзакупок по 223-ФЗ намного более мягкие и рамочные
  • Заказчики устанавливают собственные правила закупок в Положении о закупках
  • Используется много видов видов госзакупок (сотни), их вариации определяет госзаказчик
Читайте также:  Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика

Госзакупки официальный сайт

  • На сайте публикуются все госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Поиск госзакупок по ключевым словам, фильтры по дате, цене, региону
  • Полный доступ к документации, протоколам определения победителя, государственным контрактам

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Госзакупка бывает конкурентной и неконкурентной.

Конкурентная. В рамках такой закупки участники соревнуются за право стать поставщиком. Кого выберут, зависит от типа закупки. Всего их четыре: аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

Чтобы госзакупки проходили честно, участников обезличивают: например, во время аукциона заказчик видит только цены и не знает, на чье предложение он соглашается.

Неконкурентная. Это закупка, при которой контракт заключают с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком. По закону такую закупку проводят, если сумма контракта меньшее 300 000 ₽.

Еще неконкурентную закупку проводят, если услугу может оказать только одна компания. Например, если заказчику нужно провести воду или отопление.

Права и обязанности головного исполнителя

Закон №275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа (ст.7.2 275-ФЗ).

Например:

  • запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
  • получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа и др.

Но помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан, например (ст. 8 275-ФЗ):

  • определить состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам);
  • по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении;
  • уведомлять (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
  • включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
  • соблюдает режим использования отдельного счета и др.

Государственное регулирование

Цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, регулируются государством.

Порядок государственного регулирования, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу…».

Под государственным регулированием подразумевается:

  • определение прогнозной цены на продукцию, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период, то есть прогнозная цена на продукцию, а также подготовку предложений по определению вида цены на продукцию, поставка которой планируется единственным поставщиком;
  • определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (далее — начальная (максимальная) цена государственного контракта), цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (далее — цена государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком), а также цены на продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу;
  • государственная регистрация цены на продукцию, поставляемую единственным поставщиком
  • определение вида цены на продукцию, поставка которой предусматривается единственным поставщиком;
  • уточнение размера цены и вида цены на продукцию, а также размера цены государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5 дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает в ЕИС подписанный усиленной электронной подписью проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному Заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью. В протоколе разногласий победитель указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Участие в госзакупках малого объема

Существует закон № 44-ФЗ, согласно которому информацию о потребности предприятия в госзакупках малых объемов разрешается не озвучивать публично. Аукционы из-за небольших сумм контрактов проводить считается неэффективным.

Опыт столицы показал, что обеим сторонам – и учреждениям, и участникам частного бизнеса – все же удобнее работать по прозрачным и понятным схемам. На портале поставщиков находятся и регулярно пополняются разделы с информацией о госзакупках именно малого объема, хотя аукционы действительно никто не устраивает. Тем не менее любой желающий обладает правом разместить на портале любое предложение, среди которых столичные предприятия выбирают самые актуальные для них, исходя из собственных запросов.

Возможность просмотра всех заказов делает удобным выбор оферты для любого из предпринимателей. Среди прочего можно увидеть планы различных госучреждений на год, сравнить свои предполагаемые цены с актуальными ценами конкурентов по конкретному сегменту бизнеса.

История сделок каждого из зарегистрированных на сайте участников позволяет провести анализ и скорректировать собственную бизнес-стратегию, ориентированную на успешное участие в госзакупках.

Простые и понятные правила взаимодействия обеих сторон в госзакупках позволяют устанавливать те цены, которые будут удобны всем участникам процесса, и все остаются в выигрыше – и поставщик, и покупатель.

Схемы с откатами ушли в прошлое: именно для максимальной прозрачности документооборота фиксируются все детали предыдущих контрактов – и доступ по ним открыт всем желающим. Обращение в ФАС поможет в любых спорных ситуациях – или там, где можно увидеть мошенничество либо нечестные схемы сотрудничества при заключении контракта госзакупок. Нарушители получают внушительные штрафы или привлекаются к уголовной ответственности – и это касается и заказчиков, и исполнителей.

Подобные принципы решений для госзакупок используются и в других развитых странах – например, в Евросоюзе.

Понятие закупок: что это такое и зачем нужно?

Сами по себе закупки представляют собой огромное количество предложений на государственной основе, которые отображают собой потребности государства в услугах, материалах, работах, товарах и т.п. Получить конкретную закупку могут те бизнесмены, которые оставляют к ней наиболее выгодную заявку. Т.о. распределение закупок происходит на тендерной, т.е. конкурентной основе. Для осуществления госзакупки обучение является частью обязательной программы по ведению успешного бизнеса.

Чтобы избежать потенциальных рисков и правильно оценить возможности своей компании, бизнесмен должен либо сам научиться ориентироваться в рынке закупок путем обучения, или нанять для этого специалиста. И первая, и вторая группы проходят специальные курсы, т.к. без умения ориентироваться в информации на основах государственных предложений невозможно достичь максимальной продуктивности без минимальных затрат и рисков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *