Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Льгoты пo нaлoгy нa имyщecтвo бывaют фeдepaльными, ycтaнoвлeнными oтдeльным кaтeгopиям гpaждaн и в oтнoшeнии oтдeльныx видoв имyщecтвa, и ycтaнaвливaeмыми мecтными и peгиoнaльными влacтями. Нaпpимep, нa фeдepaльнoм ypoвнe пpинятo ocвoбoждeниe oт yплaты нaлoгoв для Гepoeв Coвeтcкoгo Coюзa. 3нaчит, люди, oблaдaющиe этим звaниeм, бyдyт ocвoбoждeны oт yплaты нaлoгa, нeзaвиcимo oт мecтa житeльcтвa в пpeдeлax Poccии. A члeны мнoгoдeтныx ceмeй, y кoтopыx в coбcтвeннocти ecть нecкoлькo oбъeктoв нaлoгooблoжeния, ocвoбoждaютcя oт yплaты нaлoгa пo oднoмy из тaкиx oбъeктoв нa cвoe ycмoтpeниe – нo тoлькo нa тeppитopии Кpacнoдapa. Пoтoмy чтo тaкaя льгoтa пpeдycмoтpeнa мecтным зaкoнoдaтeльcтвoм.

Cтaтья 400 Нaлoгoвoгo кoдeкca PФ гoвopит, чтo физичecкoe лицo, кoтopoмy нa пpaвe coбcтвeннocти пpинaдлeжит нeдвижимoe имyщecтвo, пpизнaвaeмoe oбъeктoм нaлoгooблoжeния, oбязaнo зaплaтить зa нeгo нaлoг. К физичecким лицaм cтaтья 11 НК PФ oтнocит гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции, инocтpaнныx гpaждaн и лиц бeз гpaждaнcтвa.

Индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли тoжe oтнocятcя к физичecким лицaм, нo oблaдaющим ocoбым cтaтycoм, пocкoлькy oни в ycтaнoвлeннoм пopядкe пpoшли peгиcтpaцию, пoзвoляющyю зaнимaтьcя пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocтью. Te индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли, кoтopыe иcпoльзyют имyщecтвo в пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти и пepeшли нa иcпoльзoвaниe cпeциaльныx нaлoгoвыx peжимoв, ocвoбoждeны oт yплaты имyщecтвeннoгo нaлoгa физичecкиx лиц. Пpaвдa, c oгoвopкoй: дaннoe пpaвилo нe пpимeняeтcя aвтoмaтичecки, ИП нaдo бyдeт пoдтвepдить, чтo пpинaдлeжaщий eмy oбъeкт нeдвижимocти иcпoльзyeтcя пo нaзнaчeнию.

3a нecoвepшeннoлeтниx нaлoгoплaтeльщикoв нaлoги плaтят зaкoнныe пpeдcтaвитeли – poдитeли, ycынoвитeли или oпeкyны. Taкoe дeлeгиpoвaниe oбязaннocти пo oплaтe нaлoгa cвязaнo c тeм, чтo y peбeнкa нeт coбcтвeннoгo дoxoдa. Пoэтoмy ecли coбepeтecь oфopмлять кaкyю-либo нeдвижимocть нa cвoиx нecoвepшeннoлeтниx дeтeй, бyдьтe гoтoвы плaтить нaлoги зa ниx.

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.

Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.

Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.

Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года

Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников на данные момент не платят, так как это новая налоговая нагрузка, которая находится в стадии внедрения. Для более плавного перехода ввели понижающие коэффициенты.

Прошлый 2020 год — срок, в который должен был завершиться данный переходный период для регионов, которые начали считать налог на имущество по новой системе в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия изменились в процессе. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов как в 2020 году, так и после него.

Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:

Н = (Н1 − Н2) × К + Н2,

где Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год,
Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру,
Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда производились расчета,
К — понижающий коэффициент (в первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий — 0,6.)

С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога по кадастровой стоимости с суммой за прошлый уплаченный год. Если полная сумма выросла более чем на 10%, налоговая увеличивает сумму данного налога в текущем периоде также на 10%. Если сумма 10% не достигла, налог взимается в полном объеме.

Полная формула с учетом всех параметров:

Н = ((Б х С — Н2) х К + Н2) х КПВ х Д — Л, где Л — налоговая льгота.

Важно! Когда сумма по кадастровой стоимости составляет меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты в данном случае не действуют.

Пример расчета

В 2015 году налог на имущество брали по инвентаризации, и гражданин заплатили 264 Р. Полная сумма по кадастру составляет 540 Р. Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.

Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода
Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р

С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р.

Производим данное сравнение и в 2020 году. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р.

Так же сравниванием и в 2021. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р. В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.

Комментарий к Ст. 399 Налогового кодекса

1. Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» раздел X Налогового кодекса РФ (НК РФ), устанавливающий перечень местных налогов и сборов, дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц», вступившей в силу с 1 января 2015 года.

Для налоговой системы России налог на имущество физических лиц не является новым явлением. До принятия главы 32 НК РФ налогообложение имущества физических лиц регулировалось Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», введенным в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 г. N 2004-1.

Вопрос о принятии новой главы НК РФ, регулирующей налогообложение имущества физических лиц, рассматривался уже достаточно давно.

В пределах территории муниципального образования имущество представляет собой центральный объект налогообложения. Поскольку в России методы налогообложения имущества не подвергались кардинальной ревизии с момента их первоначального введения (с 1992 г.), проблемы мобилизации доходов в местные бюджеты на фоне всевозрастающего дефицита собственных налоговых доходов к концу 1990-х годов стали проявляться особенно остро.

Читайте также:  Можно ли при разводе сменить фамилию ребенка

В 2003 году в рамках реформирования федеративных отношений и местного самоуправления был принят Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении), который дифференцировал компетенцию и полномочия представительных органов местного самоуправления муниципального образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район) по решению вопросов местного значения.

В целях обеспечения реализации реформы местного самоуправления проводимая в середине 2000-х налоговая реформа, нацеленная на разграничение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы и мобилизацию доходов в местные бюджеты, должна была затронуть систему налогов на имущество и внести в механизмы их исчисления значительные перемены, направленные на приведение методов налогообложения имущества в соответствие с уровнем развития и интенсификации социально-экономических отношений.

11 мая 2004 года группой депутатов в Государственную Думу РФ был внесен законопроект N 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», которым предлагалось установить местный налог на недвижимость.

Предполагалось, что налог будет введен для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. По замыслу разработчиков проекта местный налог на недвижимость должен был заменить для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.

Законопроектом N 51763-4 устанавливались общие принципы оценки недвижимого имущества для целей налогообложения, которые направлены на приближение оценки недвижимости к рыночной стоимости объектов недвижимости с применением методов массовой оценки на основе анализа рыночных цен.

Предполагалось, что органами местного самоуправления будут установлены учетные характеристики объектов недвижимости, принимаемые во внимание при оценке, функциональные обязанности различных органов за ее проведение, форма уведомлений об оценке и порядок взаимодействия с лицами (собственниками недвижимости), а также порядок привлечения на конкурсной основе профессиональных оценщиков для проведения необходимых работ. Методические рекомендации по оценке недвижимости для целей налогообложения местным налогом на недвижимость по замыслу разработчиков проекта должны были утверждаться Правительством РФ.

Как следовало из законопроекта N 51763-4 (статья 389 НК РФ), предлагалось ввести единый налог на недвижимость, объектом которого являлись бы как наземные объекты недвижимого имущества (помещения, квартиры, жилые дома, гаражи, иные строения и сооружения), так и земельные участки, расположенные под объектами недвижимости либо выделенные под строительство указанных объектов.

Однако выбор раздельной (наземные объекты недвижимости и земельные участки, расположенные под ними, являются объектами разных налогов) или единой системы налогообложения недвижимости (как предлагалось в первоначальной редакции законопроекта N 51763-4) зависит от развитости организационно-информационных основ оценки недвижимого имущества для целей налогообложения.

Главенствующей информационной основой в системе налогообложения недвижимости в международной практике выступает государственный кадастр недвижимости. Такие признаки государственного кадастра недвижимости, как достоверность и актуальность сведений о зарегистрированном объекте недвижимости, непосредственным образом влияют на эффективность процесса по взиманию налога на недвижимость с действующего правообладателя на основе стоимостных показателей, соотносимых со сложившимися ценами на рынке недвижимости. Результаты официальной оценки недвижимости заносятся в государственный кадастр недвижимости с условием их периодической актуализации по истечении определенного периода времени (как правило, каждые 5 — 8 лет). При этом инициатором переоценки недвижимости в соответствии с происходящими ценовыми изменениями выступает местный уровень власти, поскольку объем собранных доходов от взимания налога на недвижимость напрямую влияет на формирование доходной части местных бюджетов и, следовательно, на финансовые возможности органов местного самоуправления.

При наличии единой методики налоговой оценки земельно-имущественного комплекса, состоящего из земельного участка и находящихся на нем строений, налогообложение разными налогами утрачивает смысл, поскольку в отношении земельно-имущественного комплекса возникает единая налоговая база, исчисленная по единой методике налоговой оценки. Единая налоговая база как центральный элемент в системе налогообложения недвижимости логически приводит к целесообразности применения единого налога на недвижимость.

Однако в России в 2004 году имелись принципиальные различия в методике оценки объектов недвижимого имущества и земельных участков. Наземные объекты недвижимого имущества (помещения, квартиры, жилые дома) оценивались на основе восстановительной стоимости 1991 г. с последующим исчислением на ее основе (с учетом корректирующих (увеличивающих) коэффициентов) инвентаризационной стоимости, а земельные участки на основе кадастровой стоимости. Поскольку оценочные показатели — инвентаризационная стоимость и кадастровая стоимость — определяются разными государственными органами или ГУПами (например, ГУП МосгорБТИ, ГУП «Моск. обл. БТИ») и с использованием совершенно разных по своей сути оценочных методик, то возможность консолидации налогообложения недвижимости единым налогом исключена. Кроме того, в 2004 году отсутствовала нормативно-правовая база для проведения кадастровой оценки недвижимости.

Статья 402. Налоговая база

1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.23

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.820

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога

1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

3. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

4. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

5. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Итак, как только вы стали обладателем жилья в новом доме, вы сразу же обретаете статус налогоплательщика. При этом неважно, планируете вы туда заселяться в ближайшее время или нет.

Расчёты производят специалисты налоговой службы. Однако вы можете проверить их, узнав стоимость по кадастру и уменьшив её на сумму положенного вам вычета.

Ставка налога зависит от объекта: для квартиры в новостройке составляет 0,1%. Этот размер справедлив для всех субъектов РФ, но региональные органы управления вправе устанавливать свои ставки, в том числе дифференцированные, но не больше 0,3%.

Читайте также:  Госпошлина за развод: свидетельство о расторжении брака, сколько стоит

Налоговое уведомление придёт в личный кабинет ФНС, на «Госуслуги» или по почте до ноября 2023.

Не платить могут те, на кого распространяются льготы:

  • инвалиды;
  • военные, участники боевых действий, а также родители погибших в боях; действиях;
  • пенсионеры и предпенсионеры, к которым относят мужчин 60–64 лет и женщин 55–59 лет.

Несовершеннолетние от уплаты не освобождаются. За них это делают их родители или опекуны.

Чтобы воспользоваться своим законным преимуществом, направьте в налоговую заявление и сопроводите его документами. В заявлении не забудьте указать тот жилой объект, который вы выбрали для пользования льготой. За владение остальными придётся платить в полном объёме.

Если рассчитанную за 2022 год сумму не заплатить до декабря следующего года, будут назначены штрафные санкции и взыскания. Вплоть до суда и привлечения приставов.

Льготы по налогу на имущество, если физлицу принадлежит несколько объектов налогообложения

Если пенсионеру принадлежит два дома и одна комната, то льготу по налогу на имущество физических лиц он имеет право получить в отношении комнаты и только одного дома. Учитывайте, что пенсионер обязан уплатить налог по второму дому.

В п. 6 ст. 407 НК РФ сказано, что для получения льготы понадобится обратиться в налоговый орган и представить документы, подтверждающие право на льготу и соответствующее заявление.

Если гражданину на правах собственности принадлежит несколько объектов недвижимого имущества, подлежащих налогообложению, то он имеет право представить налоговикам уведомление о выбранном объекте налогообложения каждого вида, в отношении которого будет предоставляться налоговая льгота. Это нужно сделать до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении обозначенного объекта применяется налоговая льгота. В случае если плательщик налога не выполнит данное условие, то налоговый орган представит налоговую льготу в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, причем с максимальной исчисленной суммой налога. Об этом гласит п.7 ст. 407 НК РФ.

Если в течение налогового периода у гражданина возникло право на налоговую льготу, то налоговый орган исчислит сумму налога с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых налоговая льгота отсутствует, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. В п.6 ст. 408 НК РФ сказано, что месяц возникновения права на льготу при этом принимается за полный месяц.

Когда подается заявление о предоставлении льготы по уплате налога за прошлые налоговые периоды, должностное лицо налогового органа осуществляет перерасчет суммы налога не более чем за три календарных года, которые предшествуют году обращения, но не раньше даты, когда у гражданина возникло право на налоговую льготу. Об этом гласит п.6 ст. 408 НК РФ.

Нужно ли подавать заявление на льготу?

Чтобы получить льготу, можно обратиться в любую налоговую инспекцию. Направить заявление можно через личный кабинет налогоплательщика, в МФЦ, письмом или придя в налоговую инспекцию лично.

Некоторые категории граждан получают льготу в беззаявительном порядке. Например, пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, многодетные семьи и владельцы хозпостроек площадью до 50 кв. м могут не обращаться в налоговые органы по этому вопросу: их льготы учитываются автоматически на основе тех данных, которые налоговики получают из Пенсионного фонда России, Росреестра, органов соцзащиты и других ведомств.

Если вы относитесь к льготным категориям граждан, но льготу вам не учли, необходимо самостоятельно заявить о ней, обратившись в ФНС.

Исполнение налоговой обязанности

Исполнение налоговой обязанности заключается в совершении налогоплательщиком тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта, т.е. прежде всего в передаче государству, муниципальному образованию, как правило, в собственность определенного количества днежных средств. Предметом исполнения налоговой обязанности являются деньги: уплата налога, как это следует из ст. 8 НК, производится посредством изъятия из владения и, как правило, собственности обязанного лица именно денег. На практике существует и натуральная форма исполнения налоговой обязанности, но она не столь распространена в современном мире и является скорее исключением из общего правила о денежной форме исполнения налоговой обязанности.


Некоторые категории налогоплательщиков могут претендовать на льготу в размере 100% от исчисленной суммы налогового сбора к уплате. Их перечень закреплен в статье 407 НК РФ. Льготу по уплате налога имеют следующие налогоплательщики:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • Герои России и Советского Союза;
  • участники ВОВ, гражданской войны и ветераны боевых действий;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» или Семипалатинском полигоне;
  • граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, в которых велись боевые действия;
  • пенсионеры;
  • военнослужащие, в том числе уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с орг-штатными мероприятиями, имеющие общую выслугу 20 лет и более;
  • родители и супруги военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Льгота распространяется только на один объект каждого вида. При этом она не распространяется на недвижимое имущество, которое налогоплательщик использует в целях получения прибыли.

Льгота в размере 100% предоставляется в отношении сооружений или хозяйственных построек, расположенных на землях, предназначенных для ИЖС, ведения подсобного хозяйства, огородничества или садоводства.

Если гражданин владеет несколькими объектами одного вида, то вправе самостоятельно выбрать льготный объект. Для этого ему необходимо направить уведомление в ФНС. Если налогоплательщик не обратился в инспекцию, то ФНС самостоятельно определяет, на какой объект не будет начисляться налог. При этом налогом не будет облагаться самая дорогостоящая недвижимость.

Вопрос: Когда возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц у собственника объекта долевого строительства?

Когда возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц у собственника объекта долевого строительства?

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах, а обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Закон N 2003-1 связывает возникновение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц с моментом приобретения физическим лицом права собственности. Право собственности на недвижимое имущество возникает у физического лица с момента государственной регистрации соответствующих прав на это имущество (ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.

Основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), а именно: разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Таким образом, право собственности на такой объект возникает с момента его государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году. Что нужно знать и как рассчитать

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вопрос: Когда возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц у собственника объекта долевого строительства?

Текст статьи размещен на сайте УФНС России по Белгородской области

Кто может не платить налог на имущество физических лиц в России

Всего по налогу на имущество физлиц есть три группы льгот:

  • федеральные льготы, которые установлены отдельным категориям граждан,
  • федеральные льготы, которые установлены для отдельных видов недвижимости,
  • местные льготы, которые могут устанавливать органы местного самоуправления.

Льготники, которые не платят налог на имущество физлиц (первая группа льгот) — это:

  1. Все российские пенсионеры (по любому основанию, в том числе по инвалидности).
  2. Герои СССР или РФ, обладатели ордена Славы трех степеней.
  3. Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства.
  4. Участники различных войн и ветераны боевых действий.
  5. Пострадавшие во время аварии в Чернобыле, на ПО Маяк или от ядерных испытаний в Семипалатинске (если государство признало их право на социальные гарантии).
  6. Бывшие и действующие военные с выслугой от 20 лет.
  7. Член семьи военнослужащего, потерявшие кормильца.
  8. Участники подразделений особого риска, которые непосредственно участвовали в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий на ядерных объектах.
  9. Родители и супруги военных и госслужащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей.

Виды сроков давности по уплате налогов

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Освобождение от налога c активов организаций: правовые основания

Имущественный сбор для юридических лиц относится к региональным налогам. Это значит, что уплата данного налога регламентируется не только общеобязательными нормами НК, но и законами, принимаемыми на уровне отдельных субъектов РФ (регионов, областей).

Абзацем 2 пункта 2 статьи 372 НК оговаривается, что региональными законами могут устанавливаться преференции по налогу на активы юрлиц (помимо тех, которые уже предусматриваются положениями НК).

Имущественный сбор перечисляется юрлицами, обладающими налогооблагаемыми активами. Этим налогом облагаются недвижимые активы, которые учитываются российскими организациями на бухгалтерском балансе как основные средства. Юрлица иностранного происхождения также уплачивают этот сбор с недвижимости.

Однако пунктом 4 статьи 374 НК уточняется, что юрлица не платят имущественный налог со следующих активов:

  • суда, официально занесенные в международный реестр судов РФ;
  • космические объекты;
  • суда, оснащенные атомным (ядерным) оборудованием;
  • ледоколы;
  • установки научного назначения для хранения и применения ядерных, радиоактивных материалов;
  • объекты, официально признанные культурно-историческими памятниками народов РФ на федеральном уровне;
  • активы, используемые федеральными властями для целей обеспечения правопорядка, безопасности, обороны;
  • объекты природопользования (участки земли, водные объекты, иные ресурсы природного происхождения).

«Федеральные» налоговые льготы на имущество физических лиц

Для многих категорий налогоплательщиков НК РФ предусматривает льготы по налогу на имущество. Льготник вправе не уплачивать этот налог, но только по одному объекту недвижимости каждого вида, из всех, находящихся у него в собственности (п. 3, 4 ст. 407 НК РФ). То есть если гражданин является собственником нескольких квартир, то он может не платить налог только по одной из них. При этом «льготируемый» объект недвижимости не должен использоваться им в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 407 НК РФ).

Итак, право на освобождение от налога на имущество физических лиц с учетом указанных выше условий имеют (п. 1 ст. 407 НК РФ):

  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства;
  • военнослужащие, а также уволенные с военной службы по определенным причинам (по достижении предельного возраста, состоянию здоровья и др.);
  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах;
  • лица, имеющие право на социальную поддержку, т.к. подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 году на ПО «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • лица, получившие / перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений, иных работ, связанных с ядерными установками, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • Герои Советского Союза и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР, ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, ОВД и госбезопасности, занимавшие должности в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, участвовавшие в обороне городов, что засчитывается им в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях;

Также освобождаются от уплаты налога лица, которые ведут профессиональную творческую деятельность в своих специально оборудованных мастерских, ателье, студиях (в части налога, которым облагаются именно эти помещения).

И абсолютно всем физическим лицам предоставляется льгота в отношении хозяйственных построек площадью не более 50 кв. метров, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *