Помощь юриста по вопросам изъятия земель лесного фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Помощь юриста по вопросам изъятия земель лесного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.

Какую помощь может оказать юрист?

Если вы получили повестку в суд, не стоит заранее опускать руки. Прежде всего, обратитесь за консультацией к опытному земельному юристу. Порядок его помощи будет следующим:

  1. В уполномоченной организации необходимо заказать экспертизу земельного участка. Это позволит определить: относится ли данная земля к лесному фонду.
  2. Если земля и в самом деле спорная, но собственник на ней ничего построить не успел, то существует законный путь вернуть за нее деньги.
  3. Если же на земле есть строения, то решать спор придется в суде. Помощь юриста повысит шансы получить решение в свою пользу.

Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Договор аренды

В соответствии со ст. 71 в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам; в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом. Также предусмотрено, что предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам происходит в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

Государственный лесной контроль и надзор

Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Должностные лица, отвечающие за контроль и надзор (государственные лесные инспекторы), вправе:

  • пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
  • составлять по результатам проверок акты;
  • давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки;
  • проводить в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
  • предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
  • предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции.

Решения органов исполнительной власти, проводящих государственный лесной контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений (ст. 96 Лесного кодекса).

На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов ведут органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Лесные ресурсы сберегают генетическое разнообразие биосферы, обогащают атмосферу кислородом, в значительной степени формируют климат, сохраняют и повышают плодородие почв, регулируют и очищают водные стоки, являются одним из основных элементов рекреационного потенциала, средой обитания человека, служат сырьевой базой лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

Леса занимают около 45% площади нашей страны, по обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире, обладая примерно 1/5 мировых запасов древесины.

Лесистость Российской Федерации составляет 45,4%. Она неравномерно распределена по территории страны и зависит от климатических и антропогенных факторов. Наибольшие значения лесистости (более 80%) отмечены в подзоне средней тайги Пермской области, Республики Коми и Центральной Сибири. Малолесные районы (лесистость менее 1%) расположены в аридной зоне Европейской территории России (Республика Калмыкия, части Ставропольского края, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей).

Читайте также:  Уведомление о прибытии иностранного гражданина: образец заполнения, бланк

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Нормативное регулирование использования лесных земель

При использовании относящихся к лесному фонду земель необходимо учитывать положения таких законодательных актов, как Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.

В ЗК РФ включены нормы, определяющие:

  • принципы, в соответствии с которыми должны использоваться и охраняться особо ценные природные территории;
  • каким характеристикам должны соответствовать земли лесов;
  • правила, по которым осуществляется выделение участка и перевод его в другую категорию земли.

В ЛК РФ установлены правила, регламентирующие:

  • правовой статус участков земли, на которой произрастает лес;
  • порядок использования и охраны лесных земель;
  • на каких условиях эти земли могут быть получены в пользование;
  • какие лица обладают полномочиями по распоряжению территориями, находящимися в ведении лесного фонда.

Распределение территории по категориям

Кроме того, что массивы, покрытые лесом, входят в категорию лесного фонда, они могут относиться к иным категориям и служить соответствующему целевому назначению. В том числе:

  1. Защитные лесополосы вдоль железных дорог, которые относятся к землям транспорта и входят в категорию земель промышленности и специального назначения.
  2. Лесные массивы, прилегающие к зонам населённых пунктов, или входящие в них, относятся к категории земель поселений.
  3. Лесопосадки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые входят в данную категорию.
  4. Защитные лесополосы приграничных районов, входящие в зону обороны и безопасности.
  5. Территории, переданные под организацию отдыха или под заповедники и иные мероприятия, которые вошли в категорию особо охраняемых зон рекреационного и природоохранного назначения.
  6. Запретные полосы по берегам некоторых водоёмов, относящиеся к водному фонду.

Лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в любой форме собственности в соответствии со ст. 15-19 ЗК РФ, если данное обстоятельство соответствует нормам законодательства. О том, как оформить земли лесного фонда в собственность, мы писали тут.

Прецеденты для изменения категории могут быть нижеследующими:

  • передача военному ведомству для оборонных нужд;
  • расширение границ населённого пункта;
  • передача муниципальному образованию для публичных нужд.

Распределением лесных зон по категориям занимается Рослесхоз, под отчёт перед Правительственными комиссиями. Для такой процедуры необходимо обоснование причин изменения категории, с опорой на заключение государственных, экологических и независимых экспертов и комиссий.

Читайте также:  Оплата больничного листа в 2023 году: изменения

Земли лесного фонда могут относиться к соответствующей категории и входить в состав государственных земель. А могут распределяться по другим категориям, выполняя дополнительные функции, связанные с целевым назначением земель, в которые они были выделены. Для эффективного использования этого ресурса предусмотрен мониторинг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды. Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Понятие и состав лесного фонда

Понятие и состав лесного фонда

Подземлями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли — это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли — это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные уго­дья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях оборо­ны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятиедревесно-кустарниковой расти­тельности.Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

— землях иных категорий.

Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.

В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйствалесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по кате­гориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Прави­тельства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям за­щитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).

Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Перевод участков из лесной категории

Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:

  • ходатайство;
  • акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
  • решение от уполномоченного органа власти;
  • справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
  • выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
  • проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
  • результаты экспертизы, если таковая была проведена.
Читайте также:  6 Требования к безопасности на территориях жилых микрорайонов

В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.

Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.

Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком.

1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.

Нормативное регулирование использования лесных земель


При использовании относящихся к лесному фонду земель необходимо учитывать положения таких законодательных актов, как Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.

В ЗК РФ включены нормы, определяющие:

  • принципы, в соответствии с которыми должны использоваться и охраняться особо ценные природные территории;
  • каким характеристикам должны соответствовать земли лесов;
  • правила, по которым осуществляется выделение участка и перевод его в другую категорию земли.

В ЛК РФ установлены правила, регламентирующие:

  • правовой статус участков земли, на которой произрастает лес;
  • порядок использования и охраны лесных земель;
  • на каких условиях эти земли могут быть получены в пользование;
  • какие лица обладают полномочиями по распоряжению территориями, находящимися в ведении лесного фонда.

Допускается ли оформление в собственность лесного участка


Принадлежащий лесному фонду участок в РФ не подлежит передаче в частную собственность. Стать его полноправным владельцем можно лишь одним способом – изменить категорию земли. Подобные заявления уполномочен рассматривать Рослесхоз.

Процедура смены земельной категории достаточно сложная и может затянуться на длительное время, поскольку документы нередко возвращают обратно на доработку.

Порядок подготовки документов, необходимых для изменения категории лесного участка, приводится в постановлении Правительства РФ № 48 от 28 января 2006 г. В соответствии с данным нормативным актом заинтересованному лицу необходимо подготовить следующую документацию:

  • обоснованное ходатайство о переводе участка в иную категорию земель;
  • акт и план участка, содержащие сведения о его точных координатах и кадастровой стоимости;
  • выписку из ЕГРН с данными об этом участке;
  • одобренный Правительством РФ проект перевода объекта недвижимости в другую категорию;
  • справку, подтверждающую, что на указанной территории не залегают полезные ископаемые;
  • экспертное заключение в случае проведения экспертизы.

Если с документами никаких проблем не обнаружится, ответ по ходатайству будет получен в течение 21 дня. При смене категории земельного объекта он может быть использован для осуществления деятельности, которая не предполагается нормами ЛК РФ. Однако изменить статус участка без достаточных на то оснований (например, изменение границ поселений) уполномоченные органы вам не позволят. Следует учитывать, что в случае эксплуатации земли, не соответствующей ее категории, нарушитель будет привлечен к административной или даже к уголовной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *