Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет платы за НВОС (платы за негативное воздействие)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.

Как отразить экологический сбор в учёте

Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ закрепляют в учётной политике.

Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:

  • Дт 20 «Основное производство»;
  • Дт 23 «Вспомогательное производство»;
  • Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  • Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Представление экологической отчётности

В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.

Таблица по основным формам «экологической» отчётности

Наименование отчета Периодичность и сроки сдачи Куда представлять В каком виде отчитываться
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.

Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН

Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
  • превысила 25 тыс. руб., то через интернет
  • не превысила 25 тыс. руб., то можно сдать бумаге плюс представить экземпляр отчёта на электронном носителе
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
  • разрешение и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • разрешение и лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
В Росприроднадзор На бумаге или через интернет
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению.
Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва)
В общем случае —через интернет.
При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно)
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно)
Форма № 2-ТП (отходы)
(утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента.
Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них
На бумаге или через интернет
Форма № 2-ТП (воздух)
(утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661)
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
Форма № 2-ТП (рекультивация)
(утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676)
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) В территориальный орган РПН по местонахождению респондента На бумаге или через интернет
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) Если деятельность ведётся:
  • на объектах I, II или III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору — в Росприроднадзор
  • на объектах II и III категории, подлежащих региональному экологическому надзору — в в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет

Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации

Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.

Читайте также:  Сделка с недвижимостью с оплатой за счет средств материнского капитала

Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.

В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.

В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.

Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.

Как рассчитывается экологический сбор

Сумма экосбора рассчитывается по формуле С*М*Н, где С — это ставка экосбора за тонну в рублях, М — это масса выпущенного на рынок товара или упаковки в килограммах, а Н — это норматив утилизации в текущем году. Данный расчет можно произвести как в электронном виде, так и на бумаге. Проверкой данных занимается Росприроднадзор. Если плательщик допустил ошибку и не в состоянии обосновать корректность своих расчетов, сумма платы может быть взыскана в судебном порядке

К заполненной форме расчета экологического сбора прилагаются также копии платежных документов об оплате и документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от его имени.

Уплата производится в валюте Российской Федерации. Организации, являющиеся производителями товаров, переводят средства в территориальный орган Федеральной службы по надзору природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика. Компании, являющиеся импортерами, переводят оплату на счет Федеральной службы по надзору природопользования в Федеральном казначействе.

Что такое побочные продукты производства

В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.

Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).

Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.

Повторим, что обязанность экологического платежа возникает только после признания ППП отходами. Платежная база определяется по правилам для платы за НВОС.

Укажем только особенности для побочных продуктов производства:

  1. К ставкам платы применяется повышающий коэффициент 52, если ППП выбросили на свалку через 11 и более месяцев с даты их образования. То есть предприниматели заинтересованы либо хранить побочные продукты меньше 11 месяцев, либо по истечении этого срока решать вопрос с их продажей или использованием в производстве.
  2. Плата за ППП вносится раз в год. Квартальных авансовых платежей по ней не предусмотрено.

Форма расчета экосбора

Форма экологического сбора введена Росприроднадзором в 2016 г. Она включает несколько разделов для заполнения. Первый подразумевает внесение сведений о предприятии. Во втором разделе надлежит оформить расчет суммы, определенной как экологический сбор. Заполняя таблицу, нужно внести группы наименований товаров и коды, норматив переработки, посчитать итоговое количество отходов, размер ставки и его сумму.

Форма расчета экологического сбора состоит из размера ставки, показателя массы товаров и норматива переработки. Чтобы понять, какой будет оплата экологического сбора, потребуется перемножить все числа.

Экологические платежи входят в доходную часть бюджета.

При списании со счетов фирмы экологического сбора проводки в бухгалтерии следует проводить по Плану счетов бухучета:

  • Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) — Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» — начислен платеж за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых норм.
  • Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» — Кредит 76 (68) субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды» — начислен платеж за загрязнение окружающей среды сверх допустимых норм.

Чтобы Росприроднадзор принял Форму, к документу следует приложить платежки, удостоверяющие совершение платежа.

Экологические налоги в Европе

Проблемы загрязнения окружающей среды были подняты на пятом Невском международном конгрессе. Также обсуждалась возможность разработки комплекса нормативов, регулирующих утилизацию машин и переработку отходов производства. Отмечая низкую эффективность вложений в сберегающие технологии и вторичную переработку, было отмечено не бережное управление потреблением ресурсов. К тому же, одной из причин роста заболеваемости является загрязненная окружающая среда.

Читайте также:  Что лучше открыть ИП или ООО в 2023 году

В Европе, как наиболее урбанизированной, экологические темы приобретают серьезное значение. Поэтому были введены инструменты, среди них «экологический сбор».

Европейская комиссия разработала и приняла «экологический налог», включающий четыре платежа, связанных с энергетикой, транспортом, загрязнением окружающей среды и использованием природных ресурсов.

Самые высокие показатели эконалогов в Нидерландах, Словении и Мальте. Наибольшая доля экологических налогов в общей сумме доходов от налога и социальных взносов – в Болгарии и Латвии. Во главе рейтинга относительной важности экологических налогов по доли внутреннего валового продукта находятся Дания и Эстония.

Как уплатить в сроки без штрафов

  • Для начала определите, попадает ли предприятие в список тех субъектов, кто должен платить экологический сбор. Это можно установить, сверяя список видов деятельности по ОКВЭД с перечнем, указанным в Постановлении 2970-р. Если таких видов несколько, экосбор нужно считать по каждой из них.
  • До 1 апреля составьте отчет (декларацию) по экологическому сбору и отправьте ее в электронном виде в Росприроднадзор. Теперь это можно сделать через официальный сайт ведомства.
  • Вычислите сумму платежа и оплатите его в установленный законодательством срок — до 15 апреля следующего за отчетным года.

При расчете суммы сбора к уплате нужно учитывать действующие в отчетный период ставки и нормативы утилизации также по каждому виду товаров или упаковки. Если отходы предприятия собирает и утилизирует сторонняя организация, нужно проверить наличие действующего договора, чтобы предъявить его проверяющим при необходимости.

Компания ЭкоПромЦентр предлагает предприятиям в Санкт-Петербурге и по всей России заключить договор на экологическую поддержку. Эта услуга позволит:

  • Избежать ошибок при заполнении отчетности, нарушения сроков ее сдачи.
  • Снизит вероятность возникновения рисков, связанных с изменением законодательства. Ведущий ваше предприятие эколог ЭкоПромЦентра вовремя предупредит о новых вступающих в силу положениях, касающихся организации.
  • Поможет оптимизировать затраты. Используя рекомендации экологов, предприятия в некоторых случаях могут выполнить утилизационный норматив с меньшими затратами. Делается это с помощью нахождения оптимального баланса утилизации своими силами и привлеченными специализированными компаниями по переработке, переходом на другой тип упаковки или технологию.
  • Разгрузит штатных экологов предприятия. Передача сторонней организации части их функций повысит качество работы сотрудников за счет снижения их нагрузки.

В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).

Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Ставка и утилизационные нормативы 2021

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и нормативы утилизации на 2018–2020 годы. Сведения основаны на Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 №2971-р в ред. от 16.06.2018 и на Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 №284 в ред. от 31.10.2018.

Номер группы Наименование группы товаров Норматив утилизационный, % Ставка сбора, руб. за 1 тонну
2018 2019 2020
1 Изделия текстильные готовые (кроме одежды) 0 5 10 16 304
2 Ковры и ковровые изделия 0 5 10 16 304
3 Спецодежда 0 5 10 11 791
4 Одежда верхняя прочая 0 5 10 11 791
5 Белье нательное 0 5 10 11 791
6 Одежда прочая и аксессуары 0 5 10 11 791
7 Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие 0 5 10 11 791
8 Изделия деревянные строительные и столярные прочие 5 10 15 3066
9 Тара деревянная 10 15 20 3066
10 Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона 25 35 45 2378
11 Мешки и сумки бумажные 10 15 20 2378
12 Тара, упаковка бумажная и картонная прочая 10 15 20 2378
13 Изделия хозяйственные из бумаги или картона 10 15 20 2378
14 Принадлежности канцелярские бумажные 10 15 20 2378
15 Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона 0 5 10 2378
16 Издательская продукция печатная 10 15 20 2378
17 Нефтепродукты 15 20 25 3431
18 Шины, покрышки и камеры резиновые 20 25 30 7109
19 Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины 0 5 10 8965
20 Изделия из резины прочие 20 25 30 8965
21 Изделия пластмассовые упаковочные 10 15 20 3844
22 Изделия пластмассовые строительные 5 10 15 4701
23 Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые 0 5 10 4701
24 Изделия пластмассовые прочие 5 10 15 4156
25 Стекло листовое гнутое и обработанное 15 20 25 2858
26 Зеркала стеклянные 0 5 10 2858
27 Изделия из стекла изолирующие многослойные 5 10 15 2858
28 Стекло полое 15 20 25 2564
29 Бочки и аналогичные емкости из черных металлов 15 20 30 2423
30 Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов 15 20 30 2423
31 Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия 10 15 20 2423
32 Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование 5 10 15 26 469
33 Мониторы, приемники телевизионные 5 10 15 26 469
34 Оборудование коммуникационное 5 10 15 26 469
35 Техника бытовая электронная 5 10 15 26 469
36 Приборы оптические и фотографическое оборудование 5 10 15 26 469
37 Элементы первичные и батареи первичных элементов 0 10 20 33 476
38 Аккумуляторы свинцовые 15 18 20 2025
39 Батареи аккумуляторные 15 18 20 33 476
40 Провода и кабели электронные и электрические прочие 0 5 10 2423
41 Оборудование электрическое осветительное 5 10 15 9956
42 Приборы бытовые электрические 5 10 15 26 469
43 Приборы бытовые неэлектрические 5 10 15 26 469
44 Инструменты ручные с механизированным приводом 5 10 15 26 469
45 Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное 5 10 15 26 469
46 Фильтры для двигателей внутреннего сгорания 5 10 15 3037
47 Упаковка металлическая из стали 15 20 30 2423
48 Упаковка металлическая из алюминия 10 15 20 2423
49 Упаковка полимерная 10 15 20 3844
50 Упаковка из гофрированного картона 25 35 45 2378
51 Упаковка из бумаги и негофрированного картона 10 15 20 2378
52 Упаковка стеклянная 15 20 25 2564
53 Упаковка деревянная и пробковая 10 15 20 3066
54 Упаковка из текстильных материалов 0 5 10 16 304
Читайте также:  ВС РФ разъяснил, когда налоговики вправе требовать документы

Кто платит экологический сбор?

Как уже стало понятно, плательщиками экологического сбора являются компании, которые производят или импортируют товары, включенные Правительством РФ в перечень готовых товаров, подлежащих утилизации, а также производители и импортеры товаров в упаковке, включенной в данный перечень.

Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Список товаров и услуг достаточно обширный, всего в нем 36 групп, а общее число позиций составляет более 400.

В отношении определения объекта обложения экологическим сбором следует выделить следующие особенности, определенные Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  • экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки;
  • экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.

В каких случаях компании должны уплатить экологический сбор?

Если организации — импортеры и производители товаров, перечисленные в Перечне, при утилизации отходов не достигли установленных нормативов, или вообще не обеспечивают самостоятельную утилизацию, то они обязаны уплачивать экологический сбор в установленном законодательстве порядке. Обязанность выплачивать экологический сбор установлена Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 24.2, ст. 24.5).

В настоящее время нормативы утилизации установлены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров» на 2016-2017 гг. отдельно по каждой группе товаров.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования установлена форма расчета суммы экологического сбора. Суть расчета экологического сбора с 2016 года заключается в умножении массы готовых товаров, либо массы упаковки, использованной для производства такого товара или единиц готовых товаров подлежащего утилизации, выпущенных на территории РФ на ставку экологического сбора, а также на норматив утилизации, который выражается в относительных единицах.

Так, начиная с отчетности 2016 года, календарный год считается отчетным периодом по экологическому сбору. Срок уплаты данного платежа установлен до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» определены сроки уплаты экологического сбора и представления расчета суммы экологического сбора, а также определен отчетный период:

  • начиная с 2017 года ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.

С марта 2021 года малым и средним предприятиям необходимо учесть повышение размера платы за НВОС.

А в целом Правительство РФ на 2021 год установило ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне ставок 2018 года. Это по-прежнему 95 рублей за одну тонну. Но с коэффициентом 1,08 (п. 2 постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39 “О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”). По сравнению с 2019-м годом он подрос на 0,04.

Что касается региональных операторов твёрдых коммунальных отходов (ТКО), то для них ставки заморозили до конца 2023 года.

Дополнительные коэффициенты, например, для объектов под особой охраной, остались на уровне 2021 года.

Согласно письму Минприроды России от 06.06.2019 № 06-19-44/12844 «Об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду», с 01.01.2020 при исчислении платы за НВОС к ставкам применяют:

  • коэффициент 1 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов/сбросов;
  • коэффициент 25 – за объем или массу выбросов/сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов/сбросов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *