Что есть демократия. А что — нет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что есть демократия. А что — нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.

С греческого языка демократия дословно переводится как «власть народа» (demos – «народ» и kratos – «власть»).

Определение 1

Демократия – это форма политического устройства, когда каждый гражданин государства вправе участвовать в управлении страной

Основу управления в демократическом государстве составляет не какое-либо решение правительства, а постоянно действующий закон. Перед законом все равны: и граждане государства, и органы государственной власти в равной степени подчиняются ему.

В настоящее время демократия является самой распространенной формой политического устройства государства и наиболее эффективным способом управления людьми.

Демократия и диктатура

Как уже упоминалось, для всех демократических систем основной является идея верховенства воли народа того или иного государства. Являясь единственным безусловным носителем суверенитета, народ поручает управление государством специально избранным органам власти в соответствии с определенными условиями, зафиксированными в конституции.

Для диктаторских систем характерно господство элитарных идеологий, согласно которым суверенитет принадлежит лишь представителям некоторых сословий, национальностей, рас или классов. Политические системы подобного рода характеризуются такими режимами, как абсолютная монархия или различного рода диктатуры: партии, класса, военной хунты или личной власти диктатора.

При демократической форме правления формирование государственной администрации происходит за счет представителей партии или партийной коалиции, которая пользуется наибольшей поддержкой граждан. Остальные партии являются оппозицией и изо всех сил стремятся заручиться народной поддержкой, чтобы победить на следующих выборах и получить власть в государстве. Для сохранения своих позиций действующая власть вынуждена оперативно реагировать на критику, прислушиваться к народу и корректировать при необходимости политический курс государства. Благодаря такому положению дел становится практически невозможным «накопление несправедливости» в политико-правовой системе, которая постоянно изменяется и совершенствуется.

Для диктаторских режимов, в которых власть опирается не на волю народа, а на аппарат принуждения, характерно иное политико-правовое развитие. В данном случае субъекты политической жизни существуют в таких условиях, что они вынуждены беспрекословно соглашаться со всеми несправедливостями, поскольку малейшее проявление недовольства грозит суровыми санкциями. Собственно, у них и нет никакой возможности заявить о несогласии с политическим курсом действующей власти, потому что в условиях диктатуры, как правило, официально запрещены все политические партии, кроме правящей, а средства массовой информации жестоко контролируются.

В таких условиях корректировка политического курса возможна только самими представителями господствующей элиты. Однако для этого необходимо, чтобы они заметили растущее напряжение и пожелали совершить предупредительные действия, чтобы избежать народных волнений. Если же политические коррекции не принимаются, то накапливающаяся несправедливость оборачивается такой ситуацией, когда вред от следования режиму превышает кару за неповиновение. Начинается силовое противостояние диктатуре, которое, как правило, выливается в гражданскую войну и приводит к краху режима.

Таким образом, демократический режим, хоть и кажется мягким и либеральным, но на деле способен к постоянной эволюции, а также проявлению гибкости, которая обеспечивает устойчивость и долговечность политической системы. Диктаторский режим, наоборот, хоть и кажется твердой, устойчивой структурой, в действительности лишен какого-либо эволюционного потенциала, не способен изменяться в соответствии с требованиями времени, и потому зачастую оказывается недолговечным.

Характеристика демократического режима

Рассмотрим ключевые признаки этой системы управления:

  • Источник власти – народ. Как субъект учредительной конституционной власти, он имеет право избирать представителей для формирования высших государственных органов управления.
  • Избирательным правом в равной мере владеет каждый гражданин страны.
  • Политический плюрализм утвержден на законодательном уровне. Это создает условия для многопартийности. Таким образом, политическая жизнь страны выстраивается в соревновательной среде.
  • Альтернативные выборы для формирования высших органов власти проводятся регулярно. Граждане могут участвовать в них как через представителей, так и напрямую.
  • Во время принятия решений властные органы ориентируются преимущественно на мнение большинства. В то же время меньшинство защищено законом от ущемлений.
  • Государство создает условия для реальной свободы слова, печати, собраний и т.д. Граждане свободно действуют согласно своим политическим, духовно-религиозным и социально-экономическим взглядам.
  • Экономический плюрализм позволяет предприятиям действовать, независимо от их формы собственности. Это возможно благодаря соблюдению ими развитого хозяйственного законодательства.

Рассмотренные признаки позволяют выделить следующие черты, характерные для демократического политического режима:

  • Народ выбирает руководителей, которые управляют страной на условиях, определенных конституцией страны.
  • Правящая политическая сила имеет оппозицию, которая может предлагать альтернативные решения и свободно выступать с критикой.
  • Между партийной структурой и органами государственной власти есть четкий законодательный барьер, который препятствует их слиянию.
  • Права и свободы каждого человека гарантируются законодательно.

Демократия и диктатура

Как отмечалось, демократический режим характеризуется верховенством воли народа. Он, являясь безусловным носителем суверенитета, передает свое право на государственное управление избранным органам власти, которые действуют в соответствии с конституционными принципами. Этот механизм дает общую характеристику демократического режима.

И наоборот, господство идеологий, которые наделяют правом власти лишь представителей некоторых групп (национальностей, классов, сословий), раскрывает понятие диктаторских систем. Речь идет об абсолютных монархиях и различного рода диктатурах: партийной, классовой, военной либо же личной власти диктатора.

В демократическом государстве управленческий аппарат формируют представители партии (коалиции партий), которые в наибольшей мере заручились поддержкой граждан. Остальные политические силы переходят в оппозицию. Они продолжают отстаивать свои взгляды, даже если те противоречат принятым действующей властью решениям, не выходя при этом за рамки закона. В условиях свободы своих действий оппозиция стремится получить доверие граждан, чтобы одержать победу на следующих выборах и, следовательно, иметь доступ к государственной власти. Таким образом, действующая власть вынуждена быть чуткой к критике, прислушиваться к реакции народа на свои решения и действия, а если возникает необходимость, то своевременно корректировать политический курс государства. Это создает условия для непрерывных изменений и совершенствования политико-правовой системы. Любая несправедливость фиксируется и устраняется, ее длительное накопление практически исключено.

Читайте также:  Как купить квартиру на стадии котлована: порядок действий и нюансы сделки

Понятие диктатуры определяется режимом, при котором власть не опирается на волю народа. Политико-правовое развитие полностью контролируется аппаратом принуждения. Условия существования граждан страны вынуждают их беспрекословно подчиняться всем решениям доминирующей политической силы, и возможно, терпеть несправедливость. А проявления недовольства могут повлечь суровые наказания. Собственно, при диктаторском политическом режиме, механизмы, с помощью которых можно было бы заявить о своем несогласии с действующей властью, отсутствуют. Как правило, при диктаторском режиме на официальном уровне запрещена деятельность других политических сил, кроме правящей, и жестко контролируются средства массовой информации.

В условиях диктатуры изменение политического курса господствующей элитой может осуществляться только самими ее представителями. Однако для этого необходимо, чтобы растущее народное напряжение было услышано и принято во внимание. Это позволит совершить предупредительные действия во избежание значительных народных волнений. Если же, несмотря на недовольство людей, власть продолжает придерживаться своего курса, возмущение будет нарастать. Со временем возникнет ситуация, когда ущерб от согласия с режимом станет более существенным, чем наказание за неповиновение. Тогда начнется силовая конфронтация народных масс с действующей властью. Оно может перерасти в гражданскую войну и привести к полному краху режима. Главная слабость диктатуры – отсутствие контроля над властной элитой, которая является неподотчетной народным массам.

Таким образом, демократический режим позволяет политическому курсу быть гибким, эволюционировать. И эта способность обеспечивает ему устойчивость и долговечность. Диктатура же, наоборот, невзирая на кажущуюся твердость и устойчивость, не обладает каким-либо эволюционным потенциалом, а отсутствие возможности меняться зачастую ведет к ее разрушению. Поэтому политический режим может эволюционировать после распада либо же преобразоваться: поставторитаризм может трансформироваться в демократию, а демократия – в тоталитаризм или авторитаризм. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что мир устремляется в сторону цивилизованной демократии.

Что значит «демократия»?

Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.

Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.

Народ — это источник демократической власти

Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах

В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти

Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено

Многообразие идеологий и плюрализм мнений

В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.

Гарантия прав и свобод человека

Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены

СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах

Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе

Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали

Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства

Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством

Формы и типы демократии

Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.

Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.

Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.

Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.

История концепции тоталитаризма

Тоталитаризм характеризуется отсутствием демократических свобод, диктатурой и полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества и человека.

Слово «тоталитаризм» было введено в оборот 1923 года итальянским политиком Джованни Амендола, который использовал его для обозначения политического строя фашистской Италии для подчёркивания отличий этого строя от известных в истории примеров диктатуры.

Впервые этот термин для пропаганды применил в 1925 г. Бенито Муссолини, когда в Королевстве Италия начала формироваться однопартийная фашистская система. Следует отметить, что в Королевстве Италия, как и в Третьем Рейхе тех времён, выражение «тоталитарное государство» применялось в положительном смысле. За пределами этих режимов термин имел преимущественно отрицательное значение.

В политологии понятие «тоталитаризма» прежде было использовано для характеристики фашистского режима Муссолини в Королевстве Италия, но впоследствии оно распространилось на обозначение нацистского режима Третьего Рейха и советского сталинизма.

Эта концепция стала более популярной во время холодной войны, когда в главном антикоммунистическом политическом дискурсе западные правительства ставили целью подчеркнуть сходство между фашистскими странами и СССР.

Что такое социальное государство?

В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

Второй этап – начало–средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя – во Франции, Испании.

Читайте также:  Получение ВНЖ для граждан Казахстана в 2023

Третий этап – формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

Признаки демократии. Таблица

Признаки установления демократии представлены в таблице.

Признаки

Описание

Власть в руках народа

Глава государства и законодательные органы формируются непосредственно гражданами.

Свободные выборы

Человек принимает решение без давления со стороны.

Независимые средства информации

Каждое СМИ освещает информацию по своему усмотрению.

Равноправие идеологических мышлений

Никакая идеология не должна навязываться гражданам.

Многопартийность

В государстве должны существовать оппозиционные партии, не преследуемые властью.

Обеспечение свободы граждан

Каждая личность должна быть социально защищена.

Возможность принятия политических решений с учётом мнения меньшинства

Возможность принятия компромиссных решений, которые будут устраивать меньшинство и большинство.

Причины формирования демократии носят внешнеполитический характер. Страна не может находиться в изоляции и это сказывается на развитии внутренних процессов в государстве. В противном случае может произойти становление тоталитарного режима.

Примитивный вид демократии появился в античные времена, когда общественный строй был небольшим и включал в себя один род или племя. Все люди, живущие вместе, объединялись в группы для ведения общей деятельности (как хозяйственной, так и военной). Со временем управленческие функции концентрировались в руках конкретной правящей верхушки (старейшина, вождь). Большая часть власти принадлежала преимущественно представителям религиозных или военных структур.

Следующий этап называется «полисным». Термин взят из региона, в котором и развивалась демократия – Древняя Греция. Практически все важные решения принимались на народных собраниях, они же использовались для назначения определенных должностных лиц. Все остальные жители обладали равными правами. Аналогичная система управления появилась в Риме, где в решении политических вопросов могли принимать участие не только представители знати, но и рядовые граждане.

Принципы, без которых не может существовать демократия:

  • Жители страны являются источником власти и обладают определенным уровнем независимости.
  • Одинаковые права, позволяющие участвовать в общественной жизни.
  • Защита прав и свобод жителей государством.
  • Только большинство может принимать важные решения.
  • Наличие большого числа различных политических групп, движений. Многопартийность.
  • Система разделения власти, обеспечивающие независимую деятельность и систему рычагов и противовесов.
  • Свободный контроль за действиями органов государственной власти и отдельных должностных лиц.
  • Активное ведение деятельности разными органами местного самоуправления.

Рейтинг стран по уровню демократии

Страна Индекс демократии
Франция 8.12
Нигерия 4.12
Конго 3.11
Россия 3.11
Марокко 5.10
Мексика 6.09
Бенин 5.09
Замбия 5.09
Турция 4.09
Австрия 8.29
Испания 8.29
Маврикий 8.22
Коста-Рика 8.13
Чили 8.08
Вьетнам 3.08
Северная Корея 1.08
ЮАР 7.24
Восточный Тимор 7.19
Словакия 7.17
Малайзия 7.16
Тринидад и Тобаго 7.16
Колумбия 7.13
Шри-Ланка 6.27
Парагвай 6.24
Гайана 6.15
Сальвадор 6.15
Египет 3.06
Оман 3.06
Бутан 5.30
Непал 5.28
Гватемала 5.26
Кения 5.18
Танзания 5.16
Панама 7.05
Кот-д’Ивуар 4.05
Пакистан 4.25
Буркина-Фасо 4.04
Того 3.30
Нигер 3.29
Катар 3.19
Руанда 3.16
Зимбабве 3.16
Коморские о-ва 3.15
Свазиленд 3.14
Гвинея 3.14
Португалия 8.03
Болгария 7.03
Папуа – Новая Гвинея 6.03
Китай 2.26
Бурунди 2.15
Лаос 2.14
Аргентина 7.02
Гонконг 6.02
Сингапур 6.02
Уганда 5.02
Ливия 2.02
ДР Конго 1.13
Нидерланды 9.01
Алжир 4.01
Узбекистан 2.01
Южная Корея 8.00
Япония 7.99
Суринам 6.98
Македония 5.97
США 7.96
Ямайка 6.96
Мальта 7.95
Йемен 1.95
Казахстан 2.94
Иордания 3.93
Кувейт 3.93
Саудовская Аравия 1.93
Таджикистан 1.93
Мали 4.92
Мавритания 3.92
Экваториальная Гвинея 1.92
Эстония 7.90
Индия 6.90
Украина 5.90
Албания 5.89
Киргизия 4.89
Палестина 3.89
Бангладеш 5.88
Венесуэла 2.88
Израиль 7.86
Бразилия 6.86
Босния и Герцеговина 4.86
Сьерра-Леоне 4.86
Фиджи 5.85
Афганистан 2.85
Камерун 2.85
Боливия 4.84
Куба 2.84
Люксембург 8.81
Ботсвана 7.81
Сенегал 5.81
Кабо-Верде 7.78
Джибути 2.77
ОАЭ 2.76
Молдова 5.75
Ирак 3.74
Тайвань 7.73
Тунис 6.72
Ангола 3.72
Туркменистан 1.72
Чехия 7.69
Германия 8.68
Черногория 5.65
Мозамбик 3.65
Бельгия 7.64
Филиппины 6.64
Мадагаскар 5.64
Гана 6.63
Венгрия 6.63
Гвинея-Бисау 2.63
Польша 6.62
Габон 3.61
Чад 1.61
Перу 6.60
Кипр 7.59
Хорватия 6.57
Гаити 4.57
Мьянма 3.55
Никарагуа 3.55
Бахрейн 2.55
Доминиканская Республика 6.54
Лесото 6.54
Армения 5.54
Камбоджа 3.53
Великобритания 8.52
Италия 7.52
Литва 7.50
Словения 7.50
Монголия 6.50
Малави 5.50
Латвия 7.49
Румыния 6.49
Индонезия 6.48
Беларусь 2.48
Либерия 5.45
Эфиопия 3.44
Греция 7.43
Намибия 6.43
Сирия 1.43
Гондурас 5.42
Грузия 5.42
Сербия 6.41
Уругвай 8.38
Иран 2.38
Эритрея 2.37
Ливан 4.36
Эквадор 6.33
Гамбия 4.33
Таиланд 6.32
ЦАР 1.32

Исходя из данных по индексу демократии в странах, можно сделать вывод, что самый большой уровень демократии наблюдается в Северной Америке (США и Канада) – 8.56.

Слово «демократия» в переводе с греческого означает «народовластие». В отличие от бесконтрольной власти в условиях тоталитаризма и авторитаризма в демократическом государстве власть подконтрольна обществу. Это обеспечивается свободой средств массовой информации (кто, как не вездесущие журналисты, способен обнаруживать и показывать злоупотребления чиновников, руководителей разного ранга), наличием политической

оппозиции (партии, стремящиеся к власти, зорко следят за тем, что делает правящая партия, и не упускают случая отметить ее промахи и просчеты), активной работой общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).

Другим способом ограничения власти является ее разделение. «Чтобы не было возможности злоупотребить властью, — писал французский мыслитель Ш. Монтескье, — необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Он имел в виду три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Более обстоятельно принцип разделения властей будет рассмотрен в следующих параграфах.

Однако в условиях демократии народ не просто «контролер» власти, он, как записано в конституциях многих стран, ее источник.

Документ. Статья 3 Конституции Российской Федерации:

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Читайте также:  В Госдуму внесли еще один законопроект об индексации пенсий

В приведенном тексте Конституции указано, что народовластие может осуществляться как непосредственно (прямая демократия), так и через выборные органы власти (представительная демократия). На уроках истории вы узнали, что непосредственной формой народовластия была в Древнем мире афинская демократия: все свободные граждане участвовали в принятии политических решений в соответствии с правилами правления большинства. Но одно дело — небольшой полис (его население, по подсчетам историков, редко превышало 10 тыс. человек), другое дело — современные страны с многомиллионным населением.

Согласно Конституции РФ, народ на выборах непосредственно определяет, кому доверить власть в государстве, и может принимать важнейшие решения в форме референдума (от лат. referendum — то, что следует сообщить) — всенародного голосования по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни. Так, именно всенародным голосованием была принята в 1993 г. ныне действующая Конституция нашего государства.

Большую роль в современном мире играет представительная демократия, при которой граждане осуществляют свое право на управление государством не лично, а через избранных ими своих представителей. Отсюда понятно, какое значение в условиях демократии придается организации и проведению выборов при их непременно соревновательном (не менее двух кандидатов на место) характере на основе многопартийности, которая позволяет полнее учитывать и выражать интересы различных групп населения.

В годы Великой французской революции идея народного представительства стала очень популярной. Парламентарий выглядел в глазах общественного мнения более значимой фигурой, чем маркиз или граф.

Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан (право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций, включая партии, и др.) и равенство всех перед законом.

В последней трети минувшего века число стран, перешедших к демократическим формам правления, возросло. В 70-е гг. XX в. демократический режим утвердился в Греции, Испании, Португалии. В конце 80-х — начале 90-х гг. на путь демократического развития встало большинство бывших коммунистических стран, включая и наше государство. Укрепились демократические позиции в ряде стран Азии и Африки. Вместе с тем наблюдаются и процессы отхода от утвердившихся было демократических норм. Это происходит, в частности, в некоторых странах Латинской Америки.

Мнения.

Существуют разные взгляды на формы демократии в современном мире. Согласно одной точке зрения, эталоном демократии является ее западноевропейский вариант с упором на защиту прав и свобод отдельного человека. Основу другой позиции составляет убеждение в том, что демократические ценности должны сочетаться с культурными и историческими традициями каждой страны, в частности с коллективистскими ценностями, идеалами самоограничения личности. Иными словами, «лицо» демократии в каждой стране должно быть своим.

Если идти от наших представлений о справедливом, устойчивом, отвечающем интересам большинства политическом устройстве, то в демократическом режиме можно обнаружить немало недостатков (чрезмерная зависимость от общественного мнения, огромные затраты на избирательные кампании и др.). Тем не менее демократия — это единственный режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.

Проверьте себя

  1. Что означает понятие «политический режим»?
  2. Каковы основные виды политических режимов?
  3. Чем характеризуется тоталитарный режим?
  4. Что позволяет правящей верхушке удерживать власть в тоталитарном обществе?
  5. Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
  6. Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
  7. Каковы формы непосредственной и представительной демократии?
  8. Чем характеризуется развитие демократии в современном мире?

  1. В 30-е гг. прошлого века одна газета писала: «Не в голосованиях, а в живых, определяемых чувством связях между вождями и последователями, укрепляемых такими встречами с народом, находится политический центр нового государства».
    Приверженцем какого политического режима является автор данных строк? Почему вы так решили?
  2. Сопоставьте авторитарный и тоталитарный режимы по следующим показателям: наличие прав и свобод в обществе; роль лидеров-вождей; отношение к традициям, церкви; степень влияния государства на экономику; отношение власти к политической оппозиции.
  3. В конце 30-х гг. прошлого века лидер официальной оппозиции в Великобритании приобрел государственный статус. Ему было назначено жалованье. Какая черта демократического режима нашла отражение в этом факте?
  4. Принцип демократии «один человек — один голос» означает равенство политических прав. Вместе с тем рыночная экономика порождает имущественное неравенство. По оценкам некоторых ученых, такая внутренняя противоречивость подрывает устои демократического общества.

Выскажите свое отношение к этому выводу.

Говорят мудрые

  • «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие».
    И. А. Ильин (1883—1954), русский философ
  • «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия».
    Т. В. Вильсон (1856—1924), государственный деятель, президент США в 1913—1921 гг.

Право участвовать в выборах в качестве кандидата

Требования избирателей к регистрации кандидатов охватывают положительные условия для права на активное или пассивное избирательное право, а также ограничения, которые могут ограничивать такие права по различным причинам.

Ограничения права на участие в выборах:

  1. Возрастные требования.
  2. Другие правовые условия, такие как гражданство, место жительства или полные гражданские и политические права.

Очевидно, что когда кто-либо, осужденный за тяжкое преступление, лишается активного избирательного права, или кому-либо, занимающему определенную государственную должность, запрещается выдвигать свою кандидатуру, это необязательно означает ограничение права голоса.

С другой стороны, выборы, на которых люди определенной расы, экономического положения или определенных политических взглядов не имеют ни активного, ни пассивного избирательного права, не могут считаться свободными.

Право выдвижения кандидатов в России

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 32 есть пункты, где говорится о праве выдвижения кандидатов:

  1. Граждане РФ, которые обладают пассивным избирательным правом, могут быть кандидатами сами или в составе списка кандидатов.
  2. Прямое выдвижение кандидатов может осуществляться способом самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
  3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может осуществляться политической партией, имеющей право участвовать в выборах в соответствии с федеральным законом, или ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющим право участвовать в выборах соответствующего уровня в соответствии с федеральным законом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *